Много споров на форуме "Катера и яхты" возникло из-за непонимания самостройщиками решения автора проекта
Radosław Werszko по поводу организации в "4.5m dinghy" модуля килевая балка-швертовый колодец.
А именно не весьма удачный перевод следующей ремарки.
Как потом выяснилось,в процессе переписки с автором,имелось в виду следующее:автор предлагал изготовить подставку в соответствии с размерами приведенными на чертеже,прикрепить к ней заготовку днища шурупами задав,таким образом,последней определенный прогиб.Дальше следовало взять заготовку килевой балки полной длины (4 м) и сечением 28*35 мм.Часть рейки в месте,которое по проекту должно находиться непосредственно над прорезью для выхода шверта в заготовке днища,следовало обмотать клейкой лентой,с целью предотвратить приклеевание балки к колодцу при установке его на место.
После такой подготовки установить киль (смола,шурупы),получив в результате таких действий килевую балку изогнутую в форме днища.Дальше следовало продолжить сборку плавсредства.После вклеивания швертового колодца наступал финальный этап-удаление части рейки закрывающей выход шверта.
Так должно быть по замыслу автора.Вроде-бы все просто.Трудность заключалась,на мой взгляд,в операции "выдалбливания " не нужной части киля и заделкой ее торцов.Поэтому я решил использовать метод хорошо зарекомендовавший себя при строительстве "2.6m pram",а именно изготовить модуль швертовый колодец-киль как отдельный элемент с предварительно заданным необходимым прогибом. Начинаю со сверловки и раззенковки отверстий для крепления "реек-усилений".
Заранее расскрепил рейки нижних кромок "щек" швертового колодца с целью придания им незначительного изгиба. Фиксирую рейки усиления.Все детали собираю,пока,только на шурупах без использования клея.
Нижнюю(изогнутую) начинаю крепить шурупами от середины заготовки постепенно продвигаясь к краям.Саму рейку,для придания необходимой формы, соответствующей дуге нижней кромки щеки,притагиваю струбциной.
Крепятся боковые (дистанционные) рейки.
Собранный швертовый колодец выглядит так:
Нижняя рейка-усиление имеет несколько увеличинную длину,а именно ее концы выступают за края колодца на 200 мм с каждой стороны.В последствии к этим удлиненным концам будут крепиться соответственно задняя и передняя части киля (aft keelson,forward keelson).
Перед установкой килевых балок необходимо компенсировать зазор между удлинениями нижних усилений и собственно балками.Этот зазор равен толщине фанеры из которой изготовлены щеки швертового колодца.Для этой операции я использую четыре фанерные заготовки 35*200 мм (см.фото ) и приступаю непосредственно к сборке на клею и шурупах всей конструкции.
После такого рода приготовлений ,приступаю к склеиванию деталей конструкции.Результат-две зеркальные части одной конструкции.Окончание на передней килевой балке срезаю под указанным в чертеже углом.
Следующий этап-шпаклевание внутренних поверхностей колодца и оклеивание стеклотканью.
Шпаклевочный состав был приготовлен мною из эпоксидного клея и двуокиси кремния (аэросила) в качестве загустителя.Поверхность "щек",в принципе ,не требовала особенного выравнивания кроме раззенкованных отверстий под головки шурупов.Их следует зашпаклевать в первую очередь.Желательно пользоваться металлическим шпателем.Следить за толщиной наносимого слоя .Чем меньше подтеков будет на поверхности,тем легче потом обрабатывать заготовку наждачкой .Все дело в том,что аэросил в составе смолы создает вязкую структуру тяжело поддающуюся шлифованию,даже после длительной выдержки ("забивается" наждачная бумага).Когда с операцией "закрытия" отверстий будет покончено,приступаем к формированию галтели между распорной рейкой и "щекой" колодца.Это необходимо для создания плавного перехода в месте соединения,что,в последствии,позволит стеклоткани без сильного перелома,плавно лечь в этом месте.По совету коллег для формирования галтели мною была испробована,забегая наперед замечу:весьма удачно,пластиковая одноразовая ложка (столовая).Результат работы на фото внизу
Теперь ждем полного высыхания нанесенного состава.В это время можно заняться изготовлением,например,всяких мелочей,которые,в начале,откладываешь на потом,а потом и вовсе забываешь.У меня так получилось с деталями набора С и Е.
После полного высыхания приступаем к выравниванию поверхности и подтеков с помощью различных абразивных материалов до момента,пока не надоест или получим результат "а,так сойдет".Смахиваем пыль,расставляем заготовки половинок колодца в положение наиболее способствующее качественному проведению следующих работ,а именно оклеиванию поверхности.Готовим стеклоткань (вырезаем с некоторым припуском по всех направлениях),смешиваем склеивающий состав (смола+отвердитель),одеваем резиновые перчатки,берем в руки 1" (одно дюймовую) кисть и ...собственно приступаем.
Наносим кистью клей ровненьким слоем на внутренние поверхности "щек".Накрываем это дело отрезом стеклоткани и руками в перчатках аккуратно разглаживаем.Если вам повезет так как мне и приобретенная ткань окажется марки ТГ-14,то на этом процесс пропитки ткани клеем можно считать оконченным.Того количества смолы которое я "намазал" на заготовки вполне хватило,что бы качественно пропитать армирующий материал.Осталось только металлическим широким шпателем удалить излишки смолы и параллельно дополнительно разгладить поверхность.На фото-готовые (в смысле оклеенные) детали колодца.
Заключительная стадия-еще одно шпаклевание,на этот раз чистовое.Повторяю процедуру смешивания клея с двуокисью кремния (аэросил) и шпателем (металлическим,широким) наношу состав ровненьким слоем на поверхности.Жду пока высохнет.Слегка шлифую мелкой шкуркой и приступаю к сборке модуля килевая балка+швертовый колодец.По большому счету сборка это склеивание и фиксирование посредством шурупов обеих частей конструкции в один большой конструктивный элемент.Да,вместо простого эпоксидного клея здесь и дальше в описании я использовал состав по типу шпаклевочного но менее густой.
На этом можно было бы закончить описание,но нет.Помешал закончить дождь.И правильно сделал.Ибо то о чем пойдет речь дальше значительно упростило мне последующую сборку судна.Все дело в том,что из-за наличия некоторого количества свободного времени я решил трансформировать модуль "килевая балка + швертовый колодец" путем усложнения конструкции в модуль "килевая балка + швертовый колодец +шпангоут F +шпангоут D".Вот,что из этого получилось.
В последствии эта конструкция позволила мне правильно и без лишних телодвижений зафиксировать цельный модуль на днище будущего плавсредства
В заключение буквально два слова,а точнее одна фотография с приспособлением значительно упростившем мне процедуру позиционирования описанной выше конструкции.Это простенькие зажимы.Шпилька М12 длиной 500 мм-2 шт.,гайки,соответственно,М12-6 шт.,шайба диам.12 - 4 шт. и четыре брусочка.
Буду рад если мое описание помогло Вам.Жду Вши отзывы и комментарии.
Спасибо.
|