Воскресенье, 19.11.2017, 22:57

Строим Яхту!

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статьи сайта
[19.04.2012]
Джошуа Слокам.Один под парусами вокруг света.Джошуа Слокам.Один под парусами вокруг света.

[20.04.2012]
Джошуа Слокам.Один под парусами вокруг света (продолжение).Джошуа Слокам.Один под парусами вокруг света (продолжение).

[15.09.2011]
Чертежи лодки "Суперкартоп".Чертежи лодки "Суперкартоп".

[22.03.2012]
Катамаран из пенополистирола.Катамаран из пенополистирола.

[20.04.2012]
Джошуа Слокам.Один под парусами вокруг света (продолжение).


Категории раздела
Швертботы. [16]
Чертежи и рекомендации для самостоятельного строительства.
Каноэ. [4]
Все для самостоятельной постройки каноэ.
Лодки для рыбалки,охоты. [7]
Паруса,мачты... [4]
Все,что касается самостоятельного изготовления паруса,мачты.
Полезные советы. [24]
Описания приспособлений и методик используемых в строительстве и эксплуатации плавсредства.
Времяубивание с пользой. [18]
Сноуборды,буера,тренажеры для тела и ума...
Мои статьи [43]

Наш опрос
17'6" 3-Berth Yawl или Карась 500?Что бы Вы выбрали для самостоятельного строительства?
Всего ответов: 240


17'6" 3-Berth Yawl

Карась 500

Разное





Виртуальный
парусный инструктор










Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Теги сайта





Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter

Главная » Статьи » Полезные советы.

Э.Э.Клосс.Любительская постройка корпуса катера.Часть 1.

Нравится
Загрузить
PDF-версию

Э.Э.Клосс.

Любительская постройка корпуса катера.


Навигация по главам статьи.

Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.

Поперечный набор.Разметку ветвей остроскулых шпангоутов удобнее производить путем перекалывания.Для этого заготовленную доску кладут под фанерный плаз и остро наточенным шилом накалывают на ней сквозь фанеру плаза по углам ветви четыре точки,а если ветвь изогнутая,-несколько промежуточных точек.Затем полученные точки соединяют карандашной линией и ветвь можно выпиливать.

Заготовленные ветви со срезанными под углом торцами проверяют по разметке на плазе,подстругивают,если это необходимо,и прибивают к плазу двумя тонкими (1,6х50) гвоздями каждую.Гвозди забивают,отступая от концов на 150-200 мм,чтобы оставить место для установки фанерных книц.

Стыки ветвей остроскулых шпангоутов целесообразно делать,как показано на рис.1,а.При такой конструкции силы возникающие при ударе днища о какие-либо препятствия,распределяются на весь шпангоут,что уменьшает вероятность повреждения корпуса.

У шпангоутов,состыкованных способами,показанными на рис.1,б,в, при ударе катера днищем или бортом могут быть вышиблены ветви.Стыкование ветвей шпангоутов вполдерева довольно сложно и,к тому же,уменьшает прочность соединения до 50%,так как половина толщины каждой ветви шпангоута срезается.

Стыкование ветвей внакладку (рис.1,г)допустимо,но при этом способе нельзя ставить кницы с обеих сторон и,кроме того,неудобно собирать шпангоуты на плазе и выверять их установку на стапеле,так как их ветви находятся в разных плоскостях.

Для сборки шпангоута на каждый стыкуемый угол накладывают фанерную кницу (толщиной 4-6 мм).Для быстроходного катера длиной 4-5 м вполне достаточно ставить по две кницы толщиной 5 мм на каждый стыкуемый угол,даже без применения клея (на гвоздях 1,6х60 или 1,8х50).Надежность таких соединений проверена на большом числе катеров,включая гоночные и катера на подводных крыльях.

При постройке катера следует уделять особое внимание тщательности изготовления каждого узла и выполнения каждого даже простейшего приема,так как правильно забитый и загнутый гвоздь работает лучше плохо поставленной заклепки или неумело склеенного соединения.

Применение казеинового клея при постановке книц на шпангоутах хотя и повышает прочность соединения,но значительно увеличивает продолжительность их изготовления.Соединение узлов шпангоутов на водостойких клеях ВИАМ,Б-3 или КБ-3 с запрессовкой медными трубчатыми заклепками на шайбах или гвоздях можно рекомендовать для корпусов глиссеров.

Крепление книц гвоздями производится следующим образом.Сквозь наложенную кницу гвозди забивают до выхода из ветви шпангоута (т.е. до плаза).Для сосновой ветви сечением 20х50 достаточно пяти гвоздей 1,8х50.После закрепления всех книц с одной стороны шпангоута и разметки линии ДП на флортимберсе и бимсе шпангоут снимают с плаза.Затем под шпангоут подкладывают вторые кницы,гвозди добивают насквозь и откусывают кусачками,оставляя 5-6 миллиметровые концы гвоздей для загиба.

Особо следует остановиться на изготовлении транцев.Кормовые шпангоуты,например,приустановкетсдвигают на их толщину в сторону кормы;это дает возможность состругать кромку шпангоута,не изменяя размеров его,подогнанных на плазе.Транец сдвинуть в корму нельзя во избежание изменения габаритных размеров катера.Поэтому транец собирают на плазе из планок со скошенной кромкой.Грань планки,прилегающую к плазу,точно подгоняют по обводам транца,а саму кромку подтесывают так,чтобы она была полнее нужной малки.Тогда,у транца,точно установленного в его теоретической плоскости,будет достаточный припуск на сострагивание для плотного прилегания обшивки.

Изготовление шпангоутов для округлых водоизмещающих катеров несколько сложнее;их можно делать из досок натесными.Очень удобно использовать при этом ленточную пилу.Стыковать футоксы(части шпангоута)можно впритык с фанерными прокладками.Сечение ветвей шпангоутов следует выбирать несколько большим,учитывая некоторую косослойность округлых ветвей.Например,для водоизмещающего катера длиной 7,5 м и шириной 2 м,рассчитанного на плавание по внутренним водным путям,можно делать шпангоуты из сосны сечением 30х70.У киля ширина флортимберса должна быть увеличена до 100 мм.Подобные корпуса с обшивкой из реек прекрасно плавают,выдерживая многократные перетаскивания волоком и большие местные перегрузки при перевозке на автомашинах.

Очертания футоксов округлых шпангоутов удобнее перекалывать не с плаза,а с кальки.Это позволяет учесть направление волокон дерева и расположить футокс так,чтобы сучки ушли в отход.Накладки из водостойкой фанеры на стыках могут быть поставлены на клею или на гвоздях 2х50 с загибом концов длиной 6-8 мм на наковальне.

Если шпангоутная рамка сверху не замыкается бимсом,ее скрепляют временной распоркой-шергень -планкой.Верхняя (палубная) кромка каждого шергеня должна быть отфугована.Шергени прибивают еще на плазе к концам шпангоута на одинаковой высоте от основной-по одной из верхних ватерлиний.

Форштевни.Форштевни могут быть изготовлены из бруска,склеены из нескольких планок или выпилены из толстой водостойкой фанеры.Первый способ наиболее прост,но применим в основном для форштевней с прямолинейными очертаниями или небольшим изгибом,например для мотолодки типа "Мир",катеров "Волна","Москвич".Второй способ несколько сложнее,но зато позволяет изготовить форштевень практически любой формы и предохраняет от появления трещин.Для катера длиной 5-7 м форштевень, склеенный из сосновых планок,должен иметь сечение примерно 60х70.Планки толщиной около 5 мм нарезают на циркульной пиле.При плавном изгибе форштевня с большим радиусом скругления толщина планок может быть увеличена на 1-2 мм.

Количество планок определяется сечением форштевня.

Ширину планок при заготовке берут на 5 мм больше чистового размера для острагивания форштевня с боков после склейки.

Форштевни удобно склеивать в приспособлении,показанном на рис.2.

Для склеивания применяется клей ВИАМ Б-3,но вкрайнем случае можно использовать клей АК-20.При этом поверхность склеиваемых планок должна быть не гладкой,как обычно,а шероховатой.Клей АК-20 наносят на обе склеиваемые поверхности несколько раз,до получения заметной подсыхающей пленки.Склеенный форштевень выдерживают не менее 5-7 дней в теплом помещении,так как ацетон,входящий в состав клея,плохо испаряется из соединений с большой площадью склеивания.

Запресовку склеиваемых планок удобно производить струбцинами.Во избежание приклеивания форштевня к полу и брускам приспособления под форштевень необходимо подложить газету или кальку.

Склеенный и зачищенный форштевень проверяют по плазовой разбивке,срезают лишние части в оконечностях,намечают места установки носовых шпангоутов,стыка с килем и т.д.

При изготовлении форштевня из фанеры ему может быть придана любая форма.Для заготовок нужна 10-12 миллиметровая водостойкая фанера.Выпиливание форштевня особой сложности не представляет,особенно если имеется ленточная пила или хорошая выкружная ножовка.Запрессовку фанерных заготовок при склеивании лучше всего производить заклепками из 4-5 -миллиметровой медной проволоки.Тогда в случае,если заклепки попадут под рубанок при малковке,инструмент не будет испорчен.Учитывая,что форштевни почти всегда малкуются под очень острыми углами,заклепки следует распологать ближе к внутренней кромке.

Форштевень с килем можно соединить одним из трех способов:на кнопе,на ус и в полдерева.

Соединение на кнопе более всего подходит для прямолинейных или малоизогнутых форштевней,изготовленных из цельного бруска.Разметку стыка киля и форштевня,а иакже самого кнопа производят на плазе или с помощью чертежа,вычерченного в натуральную величину на листе бумаги.Форма кнопа и расположение волокон на нем видны на рис.3,а.Стык делают так,чтобы торец киля был закрыт спереди форштевнем или зубом кнопа.Соединение выполняют на клею и усиливают шпильками или болтами с гайками,распологаемыми на внешней стороне в диаметральной плоскости,а на выходе внутри внутри корпуса-в шахматном порядке.Для этого производится наклонная сверловка отверстий длинными спиральными сверлами (применение перок и буравов не допускается,так как они уводят отверстие в сторону).Наружные гайки на киле в форштевне должны быть глубоко утоплены.Для небольших катеров длиной около4 м шпильки можно заменить большими шурупами.Торцы киля и форштевня,а также соответственно вырезы под них на кнопе желательно делать скошенными,как показано на рисунке.

Соединение на ус можно применять для клееных форштевней.Делается оно на водостойком клее с подкреплением шурупами.Длина уса выбирается равной 10-12 толщинам киля.Применять в этом случае шпильки нецелесообразно,так как прочность узла дополнительно возрастает припостановке шурупов,которыми крепится к килю обшивка.Стык рекомендуется делать в том месте,где киль и форштевень имеют прямолинейный участок (рис.3,б),так как строжка и подгонка уса на скруглениях затруднительна.Ус форштевня должен быть расположен по ходу катера в корму.

Фанерные форштевни можно соединять с килем только вполдерева (рис.3,в).В этом случае торец киля также должен быть скошенным.Длину стыка выбирают в пределах 6-8 толщин киля.Отверстия для шпилек сверлят со стороны киля после предварительной сборки деталей на струбцинах.Окончательная затяжка стыка производится с применением водостойкого клея.


Навигация по главам статьи.

Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.

Нравится
Загрузить
PDF-версию
Категория: Полезные советы. | Добавил: goran (11.06.2012)
Просмотров: 3856 | Теги: шпангоут, корпус, изготовление, транец, форштевень, кница | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Кое-какие чертежи
[01.08.2010]
Эйфель,Александр Гюстав
[23.02.2011]
Механизм управления парусом.
[22.03.2011]
Чертежи каноэ.
[22.08.2011]
Чертежи "Forest Stream"
[17.08.2011]
Как сделать весло.

Картинки
...
...
...

Календарь

Автора









Архив записей

Полезная киношка




Друзья сайта





  • ___




  • Поиск

    Валюта
    Курсы наличного обмена на сегодня



       

    При полном или частичном использовании материалов данного сайта,ссылка на сайт superengineer.ucoz.ua обязательна как на источник информации.

    Администрация сайта НЕ несет ответственности за содержание модулей с контекстной рекламой.
    О замеченных несоответствиях нормам морали и нарушениях в установках рекламных блоков сообщите через форму "Обратная связь".


             Яндекс.Метрика
          Рейтинг - яхты и катера      

    Copyright MyCorp © 2017