Вопрос самостоятельного изготовления паруса не является для меня актуальным,так как еще при строительстве своей первой лодки я твердо решил оставлять эту часть работы людям профессионально занимающимся пошивом парусного вооружения.Несмотря на это желание узнать процесс "изнутри" привело к подбору информации и публикации этой статьи. Как и всякое умное дело начнем делать парус из отработки проекта.Воспользуемся готовой программой
Sailcut CAD
.Ссылка на скачивание программы:http://depositfiles.com/files/d3dw3mdvo
Инструкция к программе Sailcut CAD. Если Вы еще не скачали программу Sailcut CAD, то скачать можно здесь. Программа Sailcut распространяется бесплатно. Sailcut CAD программа по проектированию парусов на круизные и гоночные яхты, а так же на любые другие типы лодок. Первую версию программы разработал Роберт Лэне в 1978 г. В сети программа стала доступна с 1994 год и успешно используется для разработки и построения парусов как любительских, так и профессиональных гоночных.
Новая версия называется Sailcut CAD, написана на C + + и создана Робертом Лэне совместно с Джереми Лэне. С помощью программыSailcut можно разработать такие паруса как грот, стаксель и крыло кайта. Классические треугольные и четырехугольные паруса.
Программа запускается с парусом по умолчанию.
Сразу видно 3 закладки 3-х мерное изображение паруса, проволочное представление (схематичное) паруса и раскрой паруса.
Чтобы Вам было удобней работать, во в кладке View выберите Language и из списка предложенных вариантов, выберите понятный Вам язык, в том числе и русский.
Создание паруса.
Итак, вы перевели программу в удобную для Вас языковую раскладку, я же использую английскую.
Чтобы нам самостоятельно внести изменения в параметры паруса нужно открыть окно с размерами. Для этого нужно во вкладке View выбрать Dimensions.
После этого у Вас появится окно с характеристиками паруса.
Для удобства оно разделено на 6 основных зон: - Тип паруса.
- Основные характеристики Вашего судна.
- Размеры паруса.
- Макет или раскрой паруса.
- Шейп (пузо) паруса.
- Характеристики парусной ткани.
Рассмотрим каждую из зон в отдельности: Обратите внимание, что углы выражаются в градусах и линейные размеры в миллиметрах!!!
Первым шагом является выбор паруса, который Вы собираетесь разработать. В пункте под №1, выберите тип паруса, руководствуясь предложенными вариантами: - Main sail – Грот
- Jib - Стаксель
- Wing – Кайт
Далее вносите параметры вашего судна, в пункте под №2.
В частности это: - Габаритная длинна корпуса лодки.
- Удаление галсового угла от форштевня.
- Расстояние крепления штага на палубе до мачты.
- Продольный наклон мачты по передней шкаторине.
- Высота галсового угла
- Высота крепления штага на мачте от палубы.
Следующий шаг под пунктом №3.
Вносим нужные размеры паруса: - Длинна передней шкаторины.
- Длинна нижней шкаторины.
- Длинна задней шкаторины.
- Длинна гафеля.
Отмечаем выпуклости передней шкаторины, нижней шкаторины, задней шкаторины и выпуклость гафеля.
Особое внимание стоит уделить раскрою паруса. Выберите раскрой паруса, шаг под пунктом №4.
В списке присутствуют:
- Поперечный раскрой. Поперечный раскрой паруса, когда все панели (полотнища) параллельны друг другу и перпендикулярны передней шкаторине.
- Горизонтальный раскрой. Горизонтальный раскрой паруса, это когда все панели (заготовки паруса) параллельны друг другу и перпендикулярны задней шкаторине. Так же панели перпендикулярны плоскости растягивания ткани.
Наиболее часто используемый это горизонтальный раскрой.
- Вертикальный раскрой.Вертикальный раскрой паруса, это когда все панели (полотнища) параллельны передней шкаторине и друг другу.Так же панели параллельны плоскости растяжения ткани. Наиболее часто такие паруса применяются на старинных гротах.
- Радиальный раскрой.Паруса радиального раскроя сделаны из длинных узких треугольных панелей, называемых "gore" (го), в которых нити основы стремятся расположить по направлению нагрузок в парусе. Радиальный покрой рассчитан на наибольшие усилия, самый прочный из раскроев паруса.
- Крой под углом.Крой паруса под углом, это когда панели сверху параллельны передней шкаторине, а внизу параллельны нижней шкаторине и встречаются они под углом 45° к нижнему углу мачты. Mitre cut (косой раскрой) применяется в основном для старых генуй (стакселей). Такой парус состоит из 2 частей.
Пункт№5 это форма паруса.
Необходимо указать:
- Глубину передней части профиля паруса
- Глубину средней части профиля паруса
- Глубину нижней части профиля паруса
Последним пунктом под №6 являются характеристики ткани:
- Ширина ткани по утку.
- Ширина шва
- Подгиб задней шкаторины.
Это в дальнейшем определит число панелей вашего паруса.
Если после внесения, каких либо параметров поле изменяет цвет на красный, это значит что число, превышает максимальный предел. Если поле красит желтый цвет, то число ниже минимального. Шейп паруса. Далее создадим профиль паруса, так называемое пузо.
Для этого во вкладке View нужно открыть Mould.
В диалоговом окне Sail mould т.е "профиль паруса" следующие параметры: - Вертикальный профиль.
- Профиль верхней части паруса.
- Профиль средней части паруса.
- Профиль нижней части паруса.
После того как ввели параметры мы можем посмотреть обмерные данные нажав кнопку Сalculate. А после нажатия на кнопку OK парус в отобразится в 3D.
Наш парус готов!
Сохранение.
После того как вы разработали парус, можете сохранить его в файл и использовать в следующий раз, когда захотите внести изменения. В меню File выберите Save As. Печать чертежей.
В подменю File выберите Print. Предлагаются три вариана печати:
- Пункт Data будет печатать данные паруса.
- Пункт Drawing напечатает полный чертеж паруса.
- Пункт Develop распечатывает все панели с координатами X, Y.Распечатка масштабируется таким образом, что каждая из панелей паруса помещается на одну страницу.
Так же вам помогут разобраться в проектировании паруса следующие картинки: Имея готовые чертежи приступаем непосредственно к пошиву паруса . При изготовлении хорошего «рабочего» паруса следует соблюдать несколько основных правил, которые распространяются на процесс пошива, как спортивных яхтенных парусов, так и упрощенного парусного вооружения.
Для того чтобы парус хорошо работал или, как говорят яхтсмены, «тянул», он не должен быть совершенно плоским. Под действием ветра парус должен образовывать профиль, похожий на профиль самолетного крыла. Стрелку выгиба паруса под ветер принято называть «пузом» паруса. От величины «пуза» зависит эффективность работы паруса (рис. 29).
Величину «пуза» принято измерять в процентах от размера сечения паруса в данном месте. «Пузо» у грота создается в основном за счет закроя кривых (выпуклых) передней и нижней шкаторин; эту кривизну шкаторины называют серпом (рис. 30).
Для парусов, предназначенных для установки на мотолодках, особой точности раскроя не требуется, поэтому можно ограничиться 8—10% пузатости по обеим шкаторинам.
Необходимая величина «пуза» паруса обеспечивается за счет серповидности передней и нижней шкаторин (рис. 31).
Когда парус растягивается по прямым мачте и гику (или рейку и гафелю), то образующиеся около рангоута излишки материала под действием ветра расправляются, и благодаря этому получается «пузо». Форма профиля паруса, положение «пуза» по его ширине и высоте зависят от очертаний шкаторин.
Дополнительным средством для регулирования формы «пуза» служат так называемые закладки по полотнищам, с помощью которых возможно сшить парус с профилем, плавно переходящие в почти плоский у задней шкаторины. В нижней части паруса закладки делаются шире, чем в верхней, их количество и суммарная ширина подбираются опытным путем с учетом гибкости рангоута и свойств материала, из которого шьется парус.
Для изготовления паруса пригодны синтетические материалы, применяемые для пошива палаток и различных тентов. Для того чтобы парус обладал необходимой прочностью и не растягивался под нагрузкой ширина его полотнищ должна быть около 30 см. Для этого не нужно разрезать готовый материал — достаточно лишь сделать фальшивые швы, т.е. складки материала шириной 1,5—2 см.
Разметив на полу парус, следует обчертить его контур и уложить на разметку полотнища материала с уже прошитыми фальшшвами. Заготовки должны перекрывать наружный контур паруса на 3-4 см для последующей подгибки: на сшивание полотнищ между собой достаточно припуска 2,5 см на каждый шов. В процессе разметки полотнище можно закрепить на полу кнопками, однако более удобно это сделать с помощью рулеток. Две стальные 5-метровые рулетки в сочетании с фиксирующими их и парус грузами обеспечивают качественную разметку. Прижатые к полу и парусу ленты рулеток лежат достаточно ровно, позволяя наносить длинные и ровные линии с одновременным их промером.
После проверки на полу общей конфигурации паруса приступают к сметыванию и сшиванию полотнищ. Этот процесс лучше начинать с двух нижних полотнищ, последовательно переходя к верхним. Операция сметывания значительно упрощается, если вместо ниток для временного скрепления полотнищ использовать резиновый клей. Преимущества клея весьма ощутимы: скрепляется вся площадь соприкасающихся поверхностей, исключаются всевозможные перетяжки и морщины, не возникает трудностей при соединении полотнищ по плавной кривой. Уже засохший клей позволяет разъединить полотнища и вновь скрепить их в необходимом положении.
Размеченные швы прошиваются на швейной машинке, начиная с нижнего полотнища. Для шитья парусов (даже из синтетических материалов) не рекомендуется применять капроновые нитки, поскольку из-за их упругих свойств весьма трудно избежать образования морщин. Для основных швов лучше применять хлопчатобумажные нитки №20 или №30 (в зависимости от ткани и площади паруса). Для остальных (второстепенных) швов нитки могут быть немного тоньше.
После сшивания всех полотнищ и проверки размеров паруса обозначают места галсового, фалового и шкотового углов, которые по рулетке соединяют прямыми линиями. Фаловый угол следует наметить на 5-7 см ниже его окончательного положения на мачте, так как при растягивании паруса по передней шкаторине она станет длиннее за счет серпа и растяжения ткани.
После сшивания полотнищ выполняют следующие операции: парус подгибают по всем шкаторинам, пришивают усиливающие накладки — боуты по углам и карманы для лат.
В первую очередь работают с передней шкаториной, заделка которой зависит от способа крепления паруса к мачте. Если мачта выполнена из трубки и ее диаметр не меняется с высотой, то наиболее простым и надежным является крепление с помощью колец-сегарсов. Этот способ не только проще, чем применение ликпаза, ползунов и рельса, а также надевания «рукава» на мачту, но и более оперативен при спуске паруса. При крое серпа удобно поступить следующим образом. Соединить галсовый и фаловый углы прямой линией и в нескольких местах отложить от нее необходимые размеры. Получить плавную кривую между этими точками можно, проложив по ним толстую веревку. По полученной линии с припуском на шов обрезаются излишки материала, наметывается (резиновым клеем) и застрачивается шов шкаторины по всей длине.
После этого на шкаторину нашивается укрепляющая накладка из полосы прочного материала (рис. 32).
Нижняя шкаторина, в зависимости от способа ее крепления к гику, либо просто подгибается с застрочкой, либо к ней пришивается рукав для надевания на гик.
Далее парус растягивают по оформленным шкаторинам по мачте и гику для уточнения места фалового угла. От линии, соединяющей фаловый и шкотовый углы, в нескольких местах намечаются точки для линии серпа задней шкаторины.
Для укрепления паруса в его углах нашивают накладки в виде секторов из более прочного и жесткого материала — боуты. Их кроят таким образом, чтобы нити основы или утка шли по направлению наибольшего напряжения. Для более равномерного аспределения усилий внутренние кромки боутов должны быть полукруглыми с радиусом в 1,5 -2 раза большим, чем размер боу-та. Готовые боуты нужно приклеить по всей поверхности и пристрочить, кроме краев, радиальными и полукруглыми швами (рис. 33, а).
Помимо боута фаловый угол укрепляется также фаловой дощечкой (рис. 33, б), которая делается из упругого стеклотекстолита толщиной 1-1,5 мм. Дощечка пришивается к парусу капроновыми нитками через небольшие отверстия, высверленные по ее периметру у самого края.
Грот по передней и нижней шкаторинам обшивается тонким синтетическим тросом, а стаксель можно обшить только по передней шкаторине. При раскрое стакселя его передней шкато-рине лучше придать S-образную форму, делая в верхней части «отрицательный» серп, а в нижней — «положительный». Это определяется неравномерностью увеличения «пуза» стакселя при провисании штага и натянутой задней шкаторине.
Наиболее распространенная конструкция паруса приведена на рис. 34. Для крепления к рангоуту в парусе необходимо сделать люверсы.
Латкарманы нашиваются в последнюю очередь, так как на готовом растянутом парусе лучше, чем на чертеже можно определить оптимальный наклон лат и положение латкарманов. От наклона лат во многом зависит растягивание паруса и поддержание задней шкаторины. После приклейки латкарманы пришивают, оставляя незашитой часть верхней кромки для лат. Желаю удачи !
Источник: http://www.pirogovolive.ru/ |