Правила эксплуатации парусных лодок.
- Не пытайтесь использовать парус при силе ветра более 3 баллов (скорость более 7 м/с).
- Не перегружайте лодку; следите, чтобы в ней не скапливалась вода, которая уменьшает остойчивость судна и может стать причиной опрокидывания.
- Не садитесь в лодку, не надев спасательный жилет либо нагрудник промышленного производства.
- Располагайтесь ближе к наветренному борту с тем, чтобы препятствовать крену от действия ветра на паруса. Не допускайте опасного крена лодки.
- В случае внезапного усиления ветра и выявления опасного крена необходимо сразу же обезветрить парус, для чего потравить (отпустить) гика-шкот. С этой целью шкот необходимо постоянно держать в руке, а не крепить его узлами к деталям корпуса или оборудования лодки.
- Прямо против ветра парусные лодки ходить не могут. При опущенном шверте швертбот может идти в бейдевинд под углом около 40* к ветру. Попытки привести лодку круче к ветру могут окончиться потерей хода и произвольным поворотом на другой галс.
- При ветре, дующем прямо с кормы (курс фордевинд) следует опасаться произвольного перебрасывания гика с борта на борт, который сопровождается резким приведением лодки к ветру и ее креном, в результате чего лодку может опрокинуть или залить водой через борт.Если есть необходимость повернуть лодку, идущую попутным курсом, на другой галс, делать это нужно плавно; в момент перехода кормой линии ветра нужно выбрать гика-шкот втугую, а после перехода гика на другой борт – быстро потравить его.
- Наличие надувных отсеков плавучести вдоль обоих бортов под банками за их опорами строго обязательно.
- Не рекомендуется вставать в полный рост в лодке, находящейся на плаву и избегать резких перемещений. При посадке в лодку становиться сразу на днище ближе к середине, а не на банки или борт.
- Распределяйте груз и пассажиров таким образом, чтобы оставался достаточный надводный борт (не менее 15 см) в носу и корме.
Материал взят из журнала Катера и Яхты №4 (214) за июнь 2008.
|