В один из выходных,солнечных дней я решил выкатить свой швертбот и немного походить.Дул,на мой взгляд,слегка свежий ветерок и это должно было мне помочь прекрасно провести время.Сомневаться в последнем я начал когда ставил мачту,потом когда волны высотой 15-25 см не давали установить рулевое устройство.Надеялся, до сих пор ,не могу понять на что.Отошел я правым галсом курсом крутой бейдевинд.
Яхта вела себя странно.Ее сносило влево причем движение вперед было незначительное.Попытка изменить галс не принесла ничего нового.Я продолжал двигаться немного вперед и много влево.В результате я оказался в 200 метрах от места выхода прямо на середине озера,продуваемый всеми ветрами на, практически ,не управляемой яхте.Возвращаться под парусом означало продолжать дрейф еще на метров 500-600 в сторону.Как потом тащить швертбот к месту стоянки?Пришлось стоя ,на качающейся на волнах лодке, "рубить" мачту и ложить парус на воду.После чего я пользуясь единственным на борту веслом и сидя на швертовом колодце каким-то образом добрался до берега.Как ни странно все снаряжение осталось практически целым.Практически,если не считать изогнутого,при неудачном повороте фордевинд, вертлюга гика,а это полоса нержавейки толщиной 5 мм.Вот когда я прочувствовал силу ветра и начал анализировать причину своей неудачи.
Первым делом посмотрел прогноз,а именно направление и скорость ветра.Оказывается я вышел при северо-западном ветре 8,7-9,2 м/с,да еще с порывами!И это на маленьком швертботе(Pram-2,6m).Да в такой ветер выходят только опытные яхтсмены да и то на тяжелых яхтах! В общем,дурак очень дурацкий,подумал я о себе и наваял вот такую статью с такой таблицей от Боба Бонда и его "Справочника яхтсмена",что-бы впредь не делать таких глупостей. Шкала Бофорта,
баллы
| Характеристика
ветра и скорость, м/с | Береговые
признаки | Рекомендации
для плавающих на швертботе | Рекомендации
для плавающих на крейсерской яхте | 0
| Штиль
0-0,2 | Дым поднимается вертикально.Листья деревьев неподвижны.
| Накрените швертбот,чтобы уменьшить смоченную поверхность и дать возможность парусам принять правильную аэродинамическую форму.
| Часто невозможно поддерживать скорость яхты,при которой она слушается руля.Используйте двигатель.
| 1
| Тихий
0,3-1,5 | Дым "плывет".Флюгер не вращается.
| Паруса следует выбрать.Швертбот должен иметь дифферент на нос и крен на подветренный борт.
| Спинакер может наполниться,но опадает в затишье.Используйте двигатель.
| 2
| Легкий
1,6-3,3 | Ощущение легкого ветра на лице.Листья деревьев колышатся.Флаги слегка колеблются.Флюгеры вращаются.
| Ветра достаточно,чтобы идти с постоянной скоростью на ровном киле.Паруса могут быть наполнены ветром.
| То же.
| 3
| Слабый
3,4-5,4 | Ветер развевает флаги.Листья деревьев в постоянном движении.
| Большинство швертботов идут полным ходом;возможно глиссирование.Идеальные условия для тренировок.
| Ветра достаточно,чтобы паруса наполнились и яхта шла с небольшой скоростью.Чтобы не потерять ход,возможно понадобится использовать двигатель.
| 4
| Умеренный
5,5-7,9 | Вымпелы вытягиваются,флаги заполаскивают.Колышатся небольшие ветки деревьев.В воздух поднимается пыль и мусор.
| Шкотовый откренивает швертбот,полностью вывешиваясь за борт.Глиссирование возможно на большинстве галсов.
| Большинство крейсерских яхт идет полным ходом.Можно поставить все паруса,но на некоторых яхтах возможно придется взять один риф на гроте.
| 5
| Свежий
8,0-10,7 | Небольшие деревья раскачиваются.Вершины всех деревьев в заметном движении.
| Идеальные условия плавания для опытных яхтсменов.У неопытных экипажей возможно опрокидывание.
| Большие передние паруса можно заменить на меньшие.Тяжелые яхты с традиционными обводами идут на предельной скорости.На легких яхтах меняют передние паруса и рифят гроты.
| 6
| Сильный
10,8-13,8 | Крупные ветви деревьев в движении.Начинают гудеть провода.
| Без рифления парусов плавание затруднено.В гонках могут участвовать только опытные экипажи.
| Большинство экипажей начинают искать укрытие или остаются в гавани.На гротах надо взять два ряда рифов.
|
Дальше крепкий,очень крепкий,шторм и сильный шторм в которые я точно планировать свои выходы не собираюсь. И на последок напомню курсы относительно ветра.
Спасибо!
|