Загрузить PDF-версию
"...пытаюсь сделать в гараже".Такая подпись стоит под заголовком одноименной темы на форуме журнала "Катера и яхты".Чем меня привлекла указанная тема и плавсредство которое в ней обсуждается и параллельно строится автором?Во-первых простотой технического задания с указанием условий эксплуатации.Конкретно "...легкое средство (судно- язык не поворачивается) для отдыха и рыбалки в заливах...Так вот наткнулся на конструкцию катамарана А.Копылова , вроде и габариты подходящие и вес , и остойчивость для спинингиста..." . Во-вторых-используемыми материалами,имеются в виду пенополистирольные плиты,которые сами по себе являются гарантами надежной и уверенной эксплуатации плавсредства. В-третьих-"в-третьих" выплывает из "во-первых" -простое и понятное ТЗ-простая и понятная конструкция.
В-четвертых-разборность. В-пятых-универсальность в использовании движителей-хочешь весла,хочешь мотор,а сильно захотел и подумал-простенькое парусное вооружение.Дальше - удобная перевозка,возможность отдыха небольшой компанией,установка палатки,мангала...и т.д и т.п.Перечислять достоинства подобных конструкций можно до определенной бесконечности(какое-то бредовое словосочетание получилось).Переходим,непосредственно к знакомству с конструкцией автора именуемого на форуме не иначе как "aledoctor",а в быту носящего прекрасное имя Александр.Это все,что удалось мне узнать об авторе из ответного письма на мою просьбу об позволении воспользоваться материалами форума для написания этой незатейливой статейки,дословно:"Руслан , добрый день , да вы можете , впрочем , как и все остальные пользователи сетей рунета ,использовать безгранично все технические материалы с форума , в том числе и моего скромного вклада. С уважением Александр". Имея такое "добрО" начинаю цитировать автора.Начну,пожалуй с середины,а именно с того места,где приводяться рассчеты,кстати грамотные и поэтому не лишенные смысла,будущей понтонно-платформной конструкции. Да,чуть не забыл: Пенополистирол — лёгкий газонаполненный материал класса пенопластмасс на основе полистирола, его производных (полимонохлорстирол, полидихлорстирол) или сополимеров стирола с акрилонитрилом и бутадиеном.
Вот теперь все,начинаем. "...я делал расчеты , как минимум для двоих , судите сами : при моих понтонах полное водоизмещение составляет 0,68 м3 , вес понтонов = 2х24 кг = 48 кг , палуба = 20 кг , ПЛМ = 14 кг. , "шмурдяк"= 20 кг , я = 100 кг , + пассажир = 100 кг , итого в сумме = 302 кг , берем плотность воды (за бортом)= 1тн/м3 что я имею 302/680(полное водоизмещение)= 44% , т.е. при полной загрузке "ватерлиния" будет на уровне 44% от высоты понтона , грубо ровно на середине...". "...я тут начал процесс : катамаран из пенополистирола , длина пантона-3,4 м , ширина- 0,4 м , высота - 0,3 м. профиль -V ,На два понтона требуется - 0,68 м3 пенополистирола(без ТО) , купил строительный (оранжевый) : одна плита толщиной 50 мм , из одной плиты получилось - 6 заготовок , резал обычной циркуляркой по предварительному шаблону . Получилось 68 заготовок на один пантон , итого: 136 штук + 8 человеко/часов , затем пришлось сверлить отверстия в каждой заготовке (по 2 штуки) при помощи кондуктора , отверстия нужны для железных шпилек D= 12мм , для обеспечения жесткости и "армирования" понтона...". Добавлю несколько комментариев:шаблон(профиль)заготовки - рис.1,готовая деталь - рис.2. Рис.3 и рис.4 -собранные в понтоны и оклеенные стеклотканью с эпоксидной смолой элементы из пенополистирола.
Продолжаю:"...
Затем я их (заготовки) склеил между собой блоками по 17 штук и стянул шпильками ( а с торцов фанера) , клеил на "титан" , до склейки образец с "титаном " плавал в ведре с водичкой 48 часов , оторвать не смог.... склейка блоков ( на оба понтона) потребовала от меня 2 л "титана" и 4 человеко/часов...". Еще раз о проекте:"...длина(max) - 3,45 м ширина(max) - 1,45 м высота ( понтон) - 0,3 м палуба ( фанера ) из двух частей : 1150*1450 , те. палуба получается 2300*1450...".
"Для крепления палубы в четырех заготовках(на каждом понтоне) прямо на основных (двух) шпильках устанолены и затем залиты "титаном" намертво шпильки ввиде буквы "Ь" ( ну там шайба приварена) ..."
И вот теперь несколько авторских рисунков именуемых в кругах заинтересованных-чертежами. Кстати,последний рисунок мой и демонстрирует он принцип фиксации болтов креплени палубы к поплавкам описанный автором следующим образом: "...палуба крепится на 8 шпилек каждая к понтонам , шпильки(короткие , сварные одеты шайбой на основную длинную шпильку L=3,4 , т.е. палуба жестко "сидит" на понтонах благодаря 18 гайкам М12... к основанию палубы крепится брусок 50х50 , по этому шпилька("Ь") длиной 180 мм.=100 мм - пенополистирол , 50 мм - брусок , 16 мм- фанера , остальное на гайку...". Пока все.Ждем продолжения.Думаю,ждать нам не долго.Лед тронулся...
......
Как я и предполагал:ждать пришлось не долго.Автор оказался на удивление увлеченным и азартным человеком.Буквально через неделю-две после описания предварительного этапа он уже красовался со своим плавательным средством на ближайшем водном просторе.
За эти несколько недель автору удалось не только привести в божеский вид,посредством покраски,детали конструкции,но и собственноручно изготовить сиденья.
И вот наступил день испытаний.Автор по этому поводу дает следующий комментарий:"...масса одного понтона - 17 кг...Для первых испытаний решили не брать с собой рундук....он устанавливается на бак для складирования всякой всячины....по этому сборка заняла 32 минуты ( в одного)...обнаружился косяк....палуба весит 18 кг....с её размерами( 1150*1450) в одного - офигенная проблема , после испытаний решили палубы ( обе) распилить попалам....575*1450 и таскать удобно ( вес = 9 кг) и монтировать в одного тоже легче.На последней (здесь на первой) фотке - мой тесть( он же технолог + специалист по оснастке данного проекта)."
"Теперь , дальше...
1. Остойчивость - выше всяких похвал - его просто нельзя перевернуть : танцевали по палубе два мужика ( каждый по 100 кг) - хоть бы намек какой на опрокидывание...
2. ВЛ - на "расчетном " уровне : от палубы до воды = 200 мм , на ходу волна не захлестывает , палуба сухая , тапки тоже .
3. Скорость....нет навигатора + обкатывали новый мотор , на 1/3 газа ( мотор 3,6 л.с.) в двоем вышли на глиссер
4. Управляемость - лучше , чем ожидали от многокорпусника....и не рыскает.
5. "Народ" на берегу был в шоке...
В общем , получилось , и получилось то , что и проектировали : дешево ( 9 т.р. на все материалы) , быстро ( на все ушло 80 человеко-часов - 10 выходных) , сердито ( эксклюзив) , а главное - своими ручками...
если скажете , что 80 часов - это 50% вашей ЗП ( а она у всех разная) , то да , может и не очень дешево и быстро , но я тут был на выставке ( ПЕРМЬ - туризм и все такое)....так самый "близкий " аналог( водоизмещение , остоичивость и т.д.) или антипод стоит ...от 40 т.р.) .... а выходные каждый проводит как ему хочется..."
Не сразу получилось у автора проекта установить нужный угол транца.
"Ну вот , вроде и всё. Вот и фотки , если нужен , какой-либо отдельный узел сфоткать и увеличить - без проблем. По факту испытаний.....всё ничего при экипаже в два человека ( ну это я ранее писал) , а вот когда я один:
1. рыскает
2. блин...дельфинирует
тут в инете полистал , все как один говорят : транец должен быть под углом 9-13 гр.( а уменя он под прямым углом) , придеться транец переделать ...как думаете ?"
Народ как-то подумал и вот результат:
"Испытания с транцем в 11 гр. прошли на уррраааа!!!! Скорость от 15 до 18 км (против и по течению) субъективно по карте с секундомером . По факту 3,1 км прошел за не полные 10 минут."
Итог:проектировщик доволен,а мы имеем готовый,испытанный проект подтвержденный расчетами.Несколько фотографий большего размера помогут лучше понять устройство столь непритязательного плавательного средства
В заключение хочу обратить внимание читателей на похожий проект,но выполненный из фанеры.
Для перехода на страницу проекта понтона из фанеры нажмите сюда
Источник: http://forum.katera.ru/ |