По силам ли вам
построить свою лодку ? Сказать честно -
никто не может дать ответа на этот
вопрос , кроме вас самих . Для начала вам
необходимы определенные возможности и
качества , о которых мы еще поговорим
позже. Постройка лодки своими руками
является одним из увлекательнейших и
благодарных занятий . Тем , кто делал
сам мебель или перестраивал дом ,
знакомо это чувство гордости за свои
руки . А в случае постройки лодки
полученное удовлетворение будет еще
выше - ведь законченное плавсредство
предназначено для отдыха и развлечений
не только самого строителя , но и членов
его семьи и друзей.
Тип лодки и ее размеры
в случае любительской постройки
большей частью зависят от возможностей
человека . Если вы не мастер на все руки
с большим опытом за плечами , тогда
лучше будет начать с постройки чего-то
небольшого . Причина здесь в том , что
тогда дела будут продвигаться намного
быстрее и вы обретете чувство
уверенности , так необходимое для
начинающего . При этом также будет
приобретен опыт , который может
понадобиться в будущем при
строительстве большой яхты или "плавучего
дома" (о котором многие мечтают ,
выйдя на пенсию).
Независимо от
размеров лодки , которую вы собрались
строить , начинать надо с хорошего
комплекта чертежей от известного
конструктора или фирмы . Не пытайтесь
подходить "творчески" и создавать
нечто свое. Стоимость хорошего
комплекта документации многократно
себя окупит сэкономленным временем и
трудом . К чему эксперименты с
непонятным исходом , когда речь идет о
вложениях в постройку лично вашего
труда и заработанных вами денег .
Непродуманная и полная ошибок лодка
стоит очень мало (если вообще чего-то
стоит) и будет оцениваться как дрова - в
кубометрах. С другой стороны ,
аккуратно построенное по хорошему
проекту с соблюдением рекомендаций
конструктора судно даже спустя годы
будет иметь стоимость , многократно
превышающую стоимость вложенных в него
материальных затрат . Решать это вам ,
строителю .
|
А смогли бы вы
построить из фанеры такую лодку ?
Ответ можете дать только вы.
Человек , ее построивший ,
потратил на это около трех
месяцев работы в свободное время.
Удастся ли вам сделать быстрее
или нет ? Это зависит от многих
факторов. И не стоит забывать , что
постройка - это такое дело ,
которое само по себе приносит
радость и время тут отступает на
второй план перед получаемым
удовольствием. |
Хорошо подумайте над
тем , какого типа лодка вам нужна. Когда
выбор проекта сделан , дальше строго
ему следуйте . В максимальной степени
соблюдайте указания автора проекта.
Самая распространенная причина
появления топорно сделанных лодок
домашней постройки - это нежелание
следовать проекту и попытки внести в
него что-то свое. Однако стоит заметить
, что постройка по проекту с небольшими
изменениями и является самим поводом
для начала работы. Потому что это
единственный способ получить лодку ,
которая вам нужна. Но все подобные
изменения необходимо обсудить с
автором проекта , чтобы не было ущерба
для конструкции в целом и повышения
риска для находящихся на борту людей.
То , что на ваш взгляд незначительно , на
самом деле может сильно ухудшить
характеристики и привести к
неопределенным последствиям.
Берегитесь советов
всяких "домашних экспертов" . Есть
такие любители советовать , постоянно
дающие "советы специалиста" . Если
они будут приставать к вам с советами ,
отошлите их построить что-то свое и
применить эти идеи там . А за время
постройки вам скорее всего придется
порядком их наслушаться : "У моего
брата была точно такая лодка , только
длиннее метра на два и чуть шире . И еще
двигатель там был стационарный . Так
вот могу тебе посоветовать ...". Не
верьте ни единому слову . Если у вас
крепкие нервы , просто не обращайте на
таких внимания. Если нервы так себе ,
предложите ему пивка , выкурите пару
сигарет - делайте все , чтобы человек
заткнулся. И опять же , если лодка
строится по проекту профессионала , к
его советам надо прислушиваться .
У вас логично
возникнет вопрос - а как судить о
качестве документации ? Каким образом
сказать , насколько она хороша , если
чаще всего она приобретается по почте ?
Конечно , в такой ситуации необходимо
быть осторожным , однако вот несколько
рекомендаций. Проще всего строить по
чертежам , которые имеют в составе
шаблоны деталей в натуральную величину
или хотя бы предлагают такую
возможность . При этом у вас отпадает
необходимость в плазовой разбивке.
Естественно , есть много хороших
проектов , которые таких шаблонов не
предоставляют , но в этом случае от вас
потребуется самому рисовать элементы
по таблице плазовых ординат , а это для
начинающего достаточно сложно и займет
немало времени .
Сразу выясните , идет
ли вместе с чертежами какое-либо
руководство по постройке , в котором
весь процесс разбит на
последовательные этапы. Наличие такого
рода инструкций предпочтительнее
простых выносок на чертежах. В
некоторых случаях вместо инструкций
могут быть комплекты спецификаций в
письменном виде (особенно это касается
крупных проектов) , которые приемлемы ,
если покрывают все элементы
конструкции . Еще одним полезным
элементом документации является
спецификация материалов , где
присутствует список всех деталей , из
которых состоит корпус . При помощи
этого списка можно оценить , во что
выльется постройка лодки
применительно к ценам на материалы в
вашей местности . Авторам проектов
часто задают вопросы по стоимости
постройки конкретной лодки , но
поскольку они часто живут весьма
далеко от того места , где вы
собираетесь строить , то вам самим
лучше сделать такую оценку , не
полагаясь на предположения
конструктора. В конце концов у него
скорее всего таких как вы много и
просто невозможно быть в курсе
стоимости постройки каждого , хотя бы с
учетом разницы цен по стране.
Конечно , если есть
такая возможность , нужно самому
взглянуть на чертежи интересующей вас
лодки . Практически любой сможет
отличить хорошую документацию от
плохой. Также порасспрашивайте людей
по поводу интересующего конструктора
или фирмы , в особенности если можно
найти человека , который уже строил (или
строит) лодку по этому проекту. Не
слишком обольщайтесь , когда в
рекламных объявлениях в журнале видите
обещания большого количества листов
чертежей. Важно не то , сколько листов ,
а то , сколько на них информации . Цена
также мало о чем говорит . Некоторые из
лучших проектов стоят недорого , в то
время как одни из худших стоят
состояние . Заметьте , мы говорим "недорого"
, а это вовсе не означает "дешево" .
Если цена кажется очень низкой , скорее
всего в документации не окажется всей
информации , необходимой для постройки
. Прикиньте сами , достаточно ли этой
суммы , чтобы покрыть стоимость
пересылки , ксерокопирования и
авторское вознаграждение для лодки
интересующего вас размера.
Лучше всего связаться
с автором проекта по почте или лично и
расспросить его о проекте и ваших
требованиях . Если во время постройки у
вас возникнут проблемы , можно ли
рассчитывать на его консультации ? И
хотя многие конструкторы требуют за
такого рода помощь дополнительной
оплаты , не меньшее их число ответит на
вопросы бесплатно . Стоит однако
понимать , что их время стоит денег и
обязательства автора перед вами
заканчиваются вместе с завершением
постройки . Его не касается то , что на
спроектированной им лодке вашу жену
укачивает в шторм или что вам хочется
устроить десять спальных мест внутри
шестиметрового катера . В таких
ситуациях не стоит рассчитывать на его
отзывчивость в надежде прослушать
часовую лекцию о решении ваших проблем.
Сколько времени
требуется на постройку лодки ? Никто не
сможет ответить на этот вопрос , хотя в
некоторых проектах и встречаются
приятные для покупателя цифры . Но
откуда им знать о ваших возможностях ?
Или как скоро вы работаете ? Какими
инструментами и оборудованием для
ускорения процесса располагаете ?
Каждый человек работает по-своему и
любая попытка подсчитать время на
постройку лодки должна опираться на
возможности конкретной личности . Для
примера , профессионалу с опытом и
инструментом требуется на постройку (под
окраску) хорошей пятиметровой лодки из
фанеры около сорока человеко-часов . У
любителя на это потребуется втрое-четверо
больше . Некоторые пытаются вести учет
времени , потраченного на постройку .
Лодка на фото 1 была построена за три с
небольшим месяца в свободное от работы
время , но человек не считал часы ,
поэтому точная цифра потраченных
человеко-часов осталась туманной . А
сколько потребовалось бы вам ?
Однозначно можно сказать только то ,
что времени на это уйдет больше , чем
вам сейчас это кажется и по завершении
вы сами не сможете ответить на вопрос о
потраченных часах . Мало кто из нас
ведет подсчет времени , проведенного с
удовольствием , а такого рода увлечение
явно из этой области .
Сколько стоит
построить лодку ? И сколько можно
сэкономить , построив ее своими силами ?
На эти вопросы и тут нет точного ответа
. В то время как существуют методы
оценки , касающиеся доли постройки
голого корпуса сравнительно со всем
проектом , это будет сильно зависеть от
типа конкретной лодки. Именно поэтому
лучшим помощником в этом будет
спецификация материалов корпуса , т.к.
стоимость этой части проекта можно
достаточно точно прикинуть , зная
текущие цены вашего региона. Что
касается стоимости отделки и
оборудования , тут все зависит от
степени шика , с какой вы подойдете к
этому вопросу , а также возможностей
экономии и поиска источников с
минимальными ценами . Самая
распространенная ошибка при покупке
оборудования - это покупка его весной .
По случайному совпадению в это время
почему-то все бросаются на поиски того
же , что ищете вы , чтобы поскорее
спустить лодки на воду . Поэтому в это
время невозможно найти такие вещи по
низким ценам. Лучше будет устраивать
охоту на недорогое оборудование в
межсезонье , когда продавцы охотно
скидывают цены , чтобы очистить свои
склады.
|
Этот катер ,
построенный из фанеры , на деле
демонстрирует результаты умения
"крутиться" его строителя. К
примеру , большая часть древесины
, использованной при постройке ,
была позаимствована с импортных
ящиков и совершенно случайно
оказалась судостроительной.
Нержавеющие поручни были найдены
на развалинах старого дома , а для
внутренней обстройки пошли
дубовые стропила и скамейки .
После завершения постройки
приглашенный сюрвейер оценил
катер в два с лишним раза выше его
фактической стоимости . Это
большое достижение для человека ,
который до этого никогда в жизни
лодок не строил. |
Стоимость постройки
корпуса в большой степени зависит от
того , как вы приобретаете материалы.
При приобретении материалов с умом вы
совершенно спокойно можете сэкономить
половину и более от стоимости
однотипной лодки серийной постройки .
Конечно , эта цифра может меняться.
Если у вас есть
желание построить лодку , наверняка вас
интересуют и те вещи , которые должны
быть у вас в наличии . Вероятнее всего
это следующее :
- Упорство
- Умение
- Следование инструкциям
- Умение экономить
- Деньги
Не обязательно в таком
порядке . Рассмотрив всех их по порядку.
Упорство. Это ,
вероятно , самая важная черта характера
, необходимая для постройки лодки .
Упрямая личность , которая просто не
хочет отступать , может не иметь многих
других качеств и все равно добиться
своего . Постройка займет много времени
, а это может оказаться утомительным и
даже вызвать раздражение . Желание не
бросать работу до ее полного
завершения должно присутствовать
обязательно . Также не надо стараться
сократить время - делайте все как
положено , а не "дешево и сердито" .
Умение. Чтобы
построить лодку , требуются некоторые
навыки механической обработки. Человек
, который помышляет об этом , обычно уже
является мастером на все руки . У него
есть ручной инструмент и он умеет им
пользоваться. Если вы относитесь к тем
личностям , которым не нравится
работать руками или которые боятся их
испачкать , или нет никакой тяги к
работе с инструментом - не стоит тогда и
думать об этом . Если у вас есть
сомнения насчет собственных сил или
стойкости , вспомните о том , что многие
люди с физическими недостатками (включая
ампутированные конечности и даже
отсутствие зрения) строили и строят
лодки .
Соблюдение
инструкций. При постройке это очень
важно . Разработанные автором проекта
чертежи необходимо тщательно изучить и
проработать ДО начала постройки и в
дальнейшем строго им следовать . При
хорошей документации не обязательно
умение разбираться во всех чертежных
обозначениях , однако до того как
приступить к работе , по крайней мере
понимать чертежи необходимо. Помните
известное изречение : "Когда больше
ничего не помогает , прочтите наконец
инструкцию".
Умение экономить (С.Б.
- возможно , не очень литературно , но
лучше всего это перевести как "доставать
на халяву") . Это можно не считать
личным качеством , но лучше , если оно
будет в некоторой степени
присутствовать . Те , кто им обладает ,
экономят больше и сильно выигрывают
материально (рис.2) . Это умение
выражается в способности доставать
материалы по ценам ниже , чем вы обычно
за них платите или в возможности
договориться с кем-то по поводу сварки ,
во взятом по знакомству
электроинструменте или даже помощи
друзей. Не забывайте , что оплата "бартером"
за материалы и услуги может быть не
менее эффективной , чем живыми деньгами
.
Деньги.
Естественно , строя лодку сами , вы
экономите значительные средства. Цены
на лодки серийной постройки сегодня
скачут , то же самое касается стоимости
труда , материалов , накладных расходов
, накруток дистрибьюторов и дилеров и т.п.
Но это совсем не означает , что вы
можете начинать постройку без гроша в
кармане. Деньги будут потрачены
большие даже при контроле расходов и
выделении средств на постройку в меру
возможностей . Постарайтесь прикинуть ,
во что выльется весь проект , до того
как приступите к работе , хотя вам и не
придется выкладывать всю сумму сразу .
Иначе может оказаться так , что где-то
посредине пути вам вдруг станет ясно ,
что вы ввязались в предприятие ,
которое вам не по карману. Подумайте
также и о том , какова будет реальная
стоимость того , что вы построите и
будьте при этом предельно честны с
самим собой и своими финансовыми
возможностями .