Почти все первые изобретения человечества — топор, плуг, игла, парус, якорь, колесо— гениальны своей простотой. Прошли тысячелетия, а эти ору дия и приспособления,оставшись не зыблемыми, с успехом служат людям и поныне. Одним из выдающихся приспособлений, придуманных древними, является узел на веревке. Изобретателями самых сложных и хитроумных узлов ока зались моряки, так как им гораздо чаще, нежели обитателям суши, прихо дилось иметь дело с веревками.
Появившийся более пяти тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без веревок, которыми крепились мачты, поддерживались реи и паруса. А если вспомнить устройство парусного корабля начала нашего века, то это десятки тысяч метров всевозможных снастей, сотни блоков, талей. В основе оснастки всегда лежали узлы, а механика управления парусами зиждилась на тросах и блоках. От команды парусника требовалось безукоризненное знание такелажного дела: уметь сращивать концы, делать огоны, стропы, бензели, кнопы, мусинги, плести маты и шить па руса. Каждый матрос обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки все возможных узлов. Матрос современного торгового судна или военного корабля обязан знать примерно три десятка узлов. В наше время для судовых работ и эксплуата ции судна этого вполне достаточно. Оговорюсь заранее, что в морской практике никогда не было и нет «морского узла».Такого термина не существует. Допустимо выражение «морские узлы», которое имеет в виду различные специальные узлы, применяемые в морском деле. И прежде чем начать разговор о морских узлах, объясню значение некоторых выражений, с которыми нам приходится сталкиваться.
Хотя моряки в своем языке слово «веревка» заменяют в зависимости от назначения и толщины терминами «швартов», «трос», «конец», «линь», «фал», «фалинь», «перлинь» и пр., мы, чтобы не усложнять дело, будем применять это всем известное понятие. Поскольку каждая веревка имеет два конца, их будем различать условными названиями «коренной конец» и «ходо вой конец». Первый — закрепленный или же неподвижный в работе конец веревки. Второй — к которому приложена тяга или тот, который непосредственно используется при завязывании узла. Термин «шлаг»обозначает петлю веревки, образующуюся при обнесении ее вокруг какого-либо предмета. В этой статье я попытаюсь постепенно представить основные,используемые в морской практике,узлы. И начать хочу с "короля всех узлов"-беседочного узла.
1.Беседочный узел.
Его принцип положен в основу многих сложных узлов, которые теперь забыты.Именно этому узлу моряки нередко вверяли (и вверяют сейчас) свою жизнь,завязывая его на страхующем конце при работах на мачтах или за бортом. Свое название узел получил от слова «беседка», что на морском языке означает доска,служащая для сидения при подъеме людей на высоту (при этом и использовался данный узел). Рекомендуется научиться вязать этот узел на себе, вокруг талии.
2.Узел восьмерка.
В морском деле этот узел применяется для предотвращения выхлестывания троса из блока. Если вам необходимо на конце
веревки сделать для упора руки утолщение (например,на собачьем поводке вместо петли), то вряд ли найдется узел более простой и надежный,чем «восьмерка». Две «восьмерки» с успехом можно применить для изготовления веревочной ручки для деревянного ящика или сундука. При этом единственное, что нужно учесть, — это то,чтобы диаметр отверстия в доске равнялся диаметру веревки.
3.Узел прямой ( рифовый ).
Этим узлом можно легко и быстро связать две веревки примерно одинаковой толщины.Он прост и очень надежен, его сравнительно легко развязать. Концы связываемых веревок обносятся один вокруг другого, загибаются во встречных направлениях и связываются.
4.Крепление шкота на утке.
Очень важно в морской практике уметь правильно накрутить веревку на утку.От этого зависит надежность фиксации необходимого парусного вооружения или вспомогательного оборудования яхты.
Спасибо !
Источник: http://www.animatedknots.com |