Вернуться к оглавлению.
§ 18. ДРУГИЕ КОНСТРУКЦИИ ТРИМАРАНОВ НА ОСНОВЕ БАЙДАРОК
«Таймень-3» с вооружением шхуна.
Основные технические характеристики: площадь фока — 3,5 м2; площадь грота — 3,5 м2; конструктивная ширина — 2,53 (3,4) м; объем одного бокового поплавка 147 (82) дм3; полное время сборки — 1—1,5 час.; вес дополнительного оборудования байдарки — 25 кг.
Трехместные байдарки удобны тем, что позволяют путешествовать семьей из 4 человек (с детьми), но они обладают невысокой прочностью и жесткостью, отчего на них не стоит выходить на большие водоемы, где возможно образование крупных волн. По той же причине их лучше вооружать не шлюпом, а шхуной. При двухмачтовом вооружении удается иметь значительную площадь парусности (что важно для ходкости тяжело груженных судов) и в то же время небольшие нагрузки на силовые элементы байдарки.
Тримаран (рис. 101) вооружен двумя совершенно одинаковыми двухслойными парусами типа «Стриж» с загнутой назад верхней частью мачты ( рис. 102 и рис.103). Мачты — свободностоящие. Возможность рифления парусов не предусматривают, в свежую погоду просто спускают грот и убирают грот-мачту. Если ветер попутный, фок-мачту оставляют на месте, а если приходится идти острыми курсами, ее переносят к средней поперечной балке, на которой делают третий пяртнерс.
Конструкция основных узлов и деталей тримаранов, в том числе и руля увеличенной площади, аналогична описанным в предыдущих разделах. Отличия следующие.
Утка на мачте делается в виде разжимного хомута, посаженного на слой изоленты, увеличивающей силу трения между ним и мачтой ( рис. 102, б, 14, 16). Для соединения верхнего и среднего колен мачты использован болт с приваренным к его гайке колечком (8 и 13). Через колечко пропускают нисходящую ветвь фала.
На ноке гика крепят дужку из трубки сечением Ж10х1 мм с запресованными в нее шпильками М8 (18). Она используется как блок скольжения для тали регулировки пуза паруса. К шкотовому углу паруса крепится двухшкивный блок из небольших шарикоподшипников.
Размеры бокового поплавка соответствуют показанным на рис. 93, но в середине добавлен цилиндрический участок длиной 1 м и диаметром 0,27 м. Стрингера поплавков состоят из двух секций. Размеры и объем поплавков позволяют делать из них удобный 1,5-местный плот-катамаран для рыбалки и радиальных поездок.
Рис. 101. Трехместный «Таймень», вооруженный шхуной:
1—средняя секция балки III, Ж50х2х1500; 2—поплавок, D=0,27 м, V=147 дм3; 3—крайняя секция балки III, Ж45х1,5х750; 4—секция стрингера поплавка, Ж20х1х1500; 5—шверц асимметричного сечения, погруженная площадь 0,18 м2; 6—крайняя секция балки II, Ж36х1,5х750; 7—средняя секция балки II, Ж40х1,5х1500; 8—крайняя секция балки I, Ж45х1,5х750; 9—средняя секция балки I, Ж50х2х1500.
Рис. 102. Рангоут паруса «Стриж» (S = 3,5 м2) с загнутой назад верхней частью мачты:
1—шпор мачты, ясень; 2—заклепка Ж5; 3—нижнее колено мачты, Ж45х2х1430; 4—болт Мб; 5—гайка Мб; 6—хомут, дюраль б=2; 7—среднее колено мачты, Ж40х1,5х1450; 8—болт Мб; 9—верхнее колено мачты, Ж36х1,5х1450; 10—проволока Ж2; 11— дужка-блок фала, Ж10х1; 12—буртик из изоленты; 13—гайка Мб с кольцом для проводки фала; 14—«подушка» из изоленты; 15—заклепка Ж5; 16—утка; 17—крайняя секция гика, Ж32х1х800; 18—шпилька M8; 19—гайка M8; 20—средняя секция гика, Ж36х1,5х900; 21—фиксатор Ж5; 22—резиновое колечко; 23—гайка М14; 24—болт М14; 25—втулка, Ж50х2х120; 26—мачта.
Рис. 103. Двухслойный парус «Стриж» (S=3,5м2):
1—отверстие в парусе для оси гика; 2—мачта; 3—правое полотнище паруса; 4—левое полотнище паруса; 5—карман булиня задней шкаторины; 6—фал; 7—боут; 8—снасть для регулировки пуза паруса; 9—штертик для регулировки длины булиня нижней шкаторины; 10—огон булиня нижней шкаторины; 11—дужка на ноке гика; 12—гайка барашковая М6; 13—люверс; 14—булинь задней шкаторины; 15—шайба; 16—болт Мб; 17—булинь нижней шкаторины; 18—дужка-блок на шкотовом углу паруса
Тримаран может ходить с боковыми поплавками, сделанными на основе трех надувных «бревен», но в этом случае длину поперечных балок надо увеличить (см. рис. 96).
Шверцы плосковыпуклого сечения делают деревянными или согнутыми из листового дюраля. Размеры их надо увеличить на 20% по сравнению с указанными на рис. 94.
Тримараны с одним шверцем симметричного сечения.
Достоинства и недостатки создания силы бокового сопротивления с помощью одного и двух шверцев рассмотрены в § 15. Здесь лишь отметим, что схема с одним шверцем из-за уменьшенного веса и простоты выполнения поворотов оверштаг имеет много приверженцев, хотя тримаран с одним шверцем лавирует несколько хуже, чем с двумя.
Эффективность работы шверца симметричного сечения повышают, задавая ему начальный угол атаки. В этом случае шверц один, без участия корпуса байдарки, будет создавать требуемую силу бокового сопротивления. Байдарка пойдет практически без дрейфа, а поскольку гидродинамическое качество длинного профилированного шверца значительно выше, чем мелкосидящего корпуса байдарки, имеющего удлинение лишь 0,03, суммарная сила лобового сопротивления байдарки и шверца будет меньше.
Рис. 104. Регулировка угла атаки шверца симметричного сечения и его подъем с помощью шарнирно закрепленной ручки:
1—удлиненная дужка; 2—фальшборт; 3—шверц-балка; 4—дужка; 5—ограничитель осевых перемещений шверц-балки; 6—шверц; 7—шарнир крепления ручки для подъема шверца; 8—положение ручки при опущенном шверце.
Применяется несколько конструкций шверцевых узлов, в которых предусмотрена возможность изменения начального угла атаки шверца при перемене галса. По мнению автора, наиболее простое и надежное решение предложили ленинградские байдарочники (рис. 104). Для изменения угла атаки шверца достаточно передвинуть вперед или назад правый конец шверц-балки. Для подъема шверца матрос берется за ручку 8, поднимает ее, вращая тем самым вокруг своей оси шверц-балку вместе со шверцем, и закладывает ручку за правый фальшборт, фиксируя шверц в поднятом положении.
Узлы и детали однобалочных тримаранов.
Съемный узел крепления шверца. На легких тримаранах при движении на веслах часто полностью убирают шверцы и крайние секции поперечных балок. Для этого случая подходит конструкция шверцевого узла, показанная на рис. 105. Выдернув фиксатор 8, можно вынуть из центральной секции балки крайнюю секцию, а затем снять с балки весь шверцевый узел.
В рабочем и поднятом положении шверц фиксируется за счет сил трения, кото
рые можно регулировать затяжкой гаек 5. Болты М6 прихватываются к шайбе 11 сваркой, чтобы не прокручивались.
Боковой поплавок с глиссирующей пластиной (рис. 106). Если боковые поплавки использовать как страховочные, их выгоднее делать глиссирующими. На рисунке показан один из вариантов глиссирующего поплавка, сделанного из двухлопастного байдарочного весла. К фальшбортам оно крепится, как показано на рис. 81. Фиксаторы 4 обеспечивают положение лопастей под углом атаки к поверхности воды 10—15°. Сверху к лопасти крепятся страховочные надувные поплавки.
Рис. 105. Вариант быстросъемного крепления крайних секций поперечной балки и шверцевого устройства однобалочных тримаранов:
1—ручка для опускания и подъема шверца; 2—шверц; 3—шайба, фторопласт; 4—втулка шверца; 5—гайка барашковая М6; 6—средняя секция поперечной балки; 7—крайняя секция поперечной балки; 8—фиксатор, Ж8; 9—болт М6; 10—резиновое колечко; 11—шайба, сталь, дюраль.
Рис. 106. Поплавок с глиссирующей пластиной:
1—цевье весла или поперечная балка; 2—лопасть весла или пластина увеличенной площади; 3—отверстие под гак в кармане стрингера поплавка; 4—сосок камеры поплавка; 5—карман кормового стягивающего штертика обтекателя; 6—стягивающий штертик; 7—камера — надувное «бревно»; 8—обтекатель поплавка; 9—карман стрингера; 10—стрингер; 11—резиновая трубка или слой изоленты; 12—гайка М6; 13—гак, сталь Ж6
Крепление поплавков к поперечной балке с помощью растяжек (рис. 107). Для лавирующих однобалочных тримаранов с большими надувными поплавками и мачтами, имеющими ванты, подойдет надежное крепление поплавков с помощью двух пар растяжек из капронового троса диаметром 4 мм. Они фиксируют поплавки в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Эластичности капроновых растяжек вполне достаточно, чтобы поплавки могли менять свой дифферент при ходе на волнении.
Рис. 107. Крепление поплавка однобалочных тримаранов с помощью капроновых растяжек:
1—горизонтальная оттяжка; 2—крайняя секция поперечной балки; 3—фиксатор секций балки; 4—карман стрингера; 5—вертикальная оттяжка; 6—ванта; 7—колечко; 8—гак; 9—гайка М6; 10—прокладка из резины; 11—слой изоленты на гаке; 12—стрингер поплавка; 13—болт М6; 14—наметка из иэоленты; 15—стягивающий штертик; 16—штырь Ж6.
Повышение мореходности байдарок. На байдарочных тримаранах трудно ходить по относительно крупным водоемам, поскольку байдарки обладают невысокой мореходностью. Открытый кокпит, традиционно низкий форште-вень, малый развал бортов в носу, низкий надводный борт и небольшой объем надводной части корпуса в носу приводят к тому, что при ходе острыми курсами со скоростью 5 км/час и выше байдарки начинает энергично забрызгивать и даже заливать уже при волне 0,4 м. Не выдерживают они и заметных прибойных волн, а также волн от проходящих вблизи моторок. Все это заставило искать способы повышения мореходности байдарок. Некоторые из них описаны ниже.
Рис. 108. Форма мидель-шпангоута байдарки:
слева — без днищевой надувной емкости; в центре — с надувной емкостью из детских «бревен»; справа — с большой надувной емкостью.
Увеличение объема корпуса байдарки (рис. 108). Поведение судна на волнении прямо зависит от отношения его полного объема к водоизмещению. Объем байдарки можно увеличить, устроив поддувное дно. Сначала байдарочники просто укладывали под кильсоном длинный матерчатый чехол с надувными «бревнами» (рис. 108, в центре). При этом попутно облагораживались обводы судна, снижалось сопротивление движению и увеличивалась стойкость днища при встрече с препятствиями.
Рис. 109. Устройство багажников на носовой и кормовой палубах байдарки.
В дальнейшем стали применять и настоящее поддувное дно (рис. 108, справа). Объем корпуса байдарки при этом увеличивается значительнее, а само судно заметно изгибается бананом, что ведет к увеличению фактической высоты штевней — важному фактору повышенной мореходности. Днищевую емкость можно склеить из любого воздухонепроницаемого материала. Для защиты от истирания и случайных проколов ее помещают в чехол из легкого брезента.
Багажники на кормовой и носовой палубах байдарки (рис. 109). Чем больше объем оконечностей судна, тем труднее волнам подмять их и вкатиться в кокпит. Объем оконечностей байдарки можно значительно увеличить, устроив на кормовой и носовой палубах самодельные накладные багажники. Желательно при этом увеличить высоту штевней (см. рис. 4). Со стороны кокпита багажники оставляют открытыми, чтобы в них можно было загружать легкие объемные вещи в гермоупаковках. Гермоупаковки поддувают. Сами багажники делают из любого прочного материала, например из плащ-палатки, пропитанной водоотталкивающим составом или прокрашенной смесью бензина, резинового клея и алюминиевой пудры.
Рис. 110. Повышение фактического объема боковых поплавков за счет крепления на них дополнительных воздушных емкостей:
1—поплавок; 2— чехол; 3—штертик; 4—гермоупаковки со снаряжением.
Рис. 111. Тримаранс А-образной накладной силовой рамой:
1—удлинитель румпеля; 2— кормовая поперечная балка; 3—кольцо; 4—продольная балка; 5—носовая поперечная балка; б—мачта; 7—штаг.
Багажники проще пришить к палубе, но лучше пришивать их к бортам, как показано на рис. 109, формируя по скулам буртики-брызгоотбойники. На острых курсах вода и брызги уже не будут подниматься почти вертикально вверх и наноситься ветром на экипаж, а станут отбиваться буртиками в стороны.
Надувные фальшборта. Последнее препятствие для воды на пути в кокпит — комингсы кокпита, фальшборта. Если увеличить их высоту, байдарка станет значительно суше. С этой целью по периметру кокпита пришивают к палубе матерчатый чехол и заполняют его надувными «бревнами» или длинными узкими самодельными камерами (см.рис. 4). Иногда надувной фальшборт делают лишь в носу байдарки.
Повышение объема боковых поплавков тримарана. Как говорилось в § 12, боковые поплавки относительно малого объема на значительном волнении не развивают расчетного восстанавливающего момента. На тримаранах, рассчитанных на волнение до 0,4 м и выше, их объем надо увеличивать. В крайнем случае поступают, как показано на рис. 110.
Повышение прочности силовых рам тримарана. При ходе на волнении корпуса байдарок испытывают значительные нагрузки от воздействия волн, и не стоит их дополнительно нагружать силами от парусного вооружения. В этих случаях выгоднее делать прочные автономно работающие накладные силовые рамы. Байдарку к ним просто привязывают снизу. Удачный пример такой рамы показан на рис. 111. Ее продольную прочность и жесткость обеспечивают две продольные балки, соединенные у форштевня байдарки.
Повышение надежности рулевого устройства. На мореходных тримаранах с большими рулями лучше сразу отказаться от штатных рулевых коробок, ибо они становятся наиболее слабыми и ненадежными элементами судна. Их заменяют самодельными коробками, более прочными и более надежно связанными с набором байдарки.
Рис. 112. Некоторые способы крепления поперечных балок к фальшбортам байдарок:
а—крепление балок к широким планширям; б—использование угольников усиления фальшбортов; в—аварийное крепление балки; 1—поперечная балка; 2—наметка из изоленты на балке; 3—планширь; 4—гайка барашковая М6—M8; 5—дека байдарки; 6—резиновая трубка или слой изоленты; 7—гак, сталь или латунь; 8—вариант с дужкой; 9—заклепка Ж5; 10—угольник, дюраль; 11—деревянный фальшборт; 12—стяжка, трос капроновый или х/б; 13—вспомогательный брус, дерево.
Вернуться к
оглавлению.
Читать следующую главу.
|