Пятница, 29.03.2024, 08:38

Строим Яхту!

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статьи сайта
[11.06.2012]
Э.Э.Клосс.Любительская постройка корпуса катера.Часть 2.Э.Э.Клосс.Любительская постройка корпуса катера.Часть 2.

[13.06.2012]
А.И.Павлов.Основы технологии постройки малых судов.А.И.Павлов.Основы технологии постройки малых судов.

[11.04.2012]
В.М.Перегудов.Туристские разборные парусные суда.Остойчивость,прочность и управляемость судов.В.М.Перегудов.Туристские разборные парусные суда.Остойчивость,прочность и управляемость судов.

[10.01.2013]
Делаем пазлы из любимых фотографий.Делаем пазлы из любимых фотографий.

[17.08.2011]
Как сделать щелевой стопор.Как сделать щелевой стопор.


Категории раздела
Швертботы. [16]
Чертежи и рекомендации для самостоятельного строительства.
Каноэ. [4]
Все для самостоятельной постройки каноэ.
Лодки для рыбалки,охоты. [7]
Паруса,мачты... [4]
Все,что касается самостоятельного изготовления паруса,мачты.
Полезные советы. [24]
Описания приспособлений и методик используемых в строительстве и эксплуатации плавсредства.
Времяубивание с пользой. [18]
Сноуборды,буера,тренажеры для тела и ума...
Мои статьи [43]

Наш опрос
17'6" 3-Berth Yawl или Карась 500?Что бы Вы выбрали для самостоятельного строительства?
Всего ответов: 275


17'6" 3-Berth Yawl

Карась 500

Разное





Виртуальный
парусный инструктор










Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Теги сайта





Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter

Главная » Статьи » Паруса,мачты...

Парус на гребную лодку.

Нравится

   Рано или поздно у владельца гребной лодки возникает вопрос об оборудовании любимого плавсредства дополнительным движителем.Парус,в этом случае,оптимальное решение.Как правильно подойти к переоборудованию лодки для использования не только под веслами рассказывается,на примере плавсредства под названием "Чижик", в статье из журнала "Катера и яхты" №71.

Загрузить
PDF-версию

В.Б.Осипчук

Парус на "Чижике"

   Мачта с парусом,установленная на обычную гребную лодку,еще не превращает ее в настоящий парусник.Кроме паруса и рангоута с такелажем,позволяющих поставить парус и управлять им,необходимы руль с увеличенной площадью пера и обязательно- шверт или шверцы,удерживающие лодку от чрезмерного бокового сноса (дрейфа) при боковых и,тем более,крутых к ветру курсах - под углом до 40-50 градусов навстречу ветру.

   Размещение экипажа,а следовательно,и устройство банок,на парусной лодке всегда не такое,как на гребной или моторной:экипаж должен откренивать лодку,противодействуя кренящему давлению ветра,а для этого людям необходимо размещаться вдоль борта.Кроме того,размерения и форма корпуса лодки должны соответствовать условиям плавания под парусом,т.е.быть рассчитанными на движение с относительно небольшой скоростью.

   "Чижик" (см."КЯ" №24) проектировался как гребная лодка с возможностью применения маломощного подвесного мотора:естественно,конструкция лодки была рассчитана именно на эти варианты использования.Так,на "Чижике" была устроена продольная средняя банка для гребца;благодаря этому можно придавать лодке оптимальный дифферент в зависимости от числа пассажиров,остается свободное пространство для прохода вдоль лодки,по бокам от этой банки можно спать на сланях.Однако эта же банка совсем не нужна на "Чижике"-швертботе.

   Для превращения "Чижика" в парусную лодку необходимы соответствующие изменения в конструкции его корпуса,поэтому читателям сборника,интересующимся этим вопросом предлагаются два варианта:

   1 вариант-наиболее полно учитывает требования к парусно-гребной лодке,но предусматривает значительные изменения в первоначальном проекте.Этот вариант лучше реализовать тем,кто еще только собирается строить "Чижик";

   2 вариант-представляет собой компромиссное решение,предусматривающее минимум изменений уже готовой лодки,построенной по первоначальным чертежам.

   В 1 варианте необходимы оборудование швертового колодца,поперечной и двух бортовых банок в кокпите и крепление съемных деталей-мачты и руля.Корпус лодки строится по первоначальному проекту,но бортовой стрингер доводится до шп.1.Вместо продольной банки устанавливается швертовый колодец,представляющий собой узкий,открытый только снизу ящик,закрепленный шурупами на клею над прорезью для шверта в киле.Колодец раскрепляется поперечной банкой,опирающейся на бортовой стрингер.Стенка колодца и настил банки вырезаются из водостойкой фанеры толщиной 6 мм.Окончательная сборка колодца производится после крепления изнутри вертикальных стоек на шп.2.На "Чижике" удобен именно закрытый сверху колодец-через открытый колодец (поневоле его бы пришлось сделать низким) при сколь-нибудь значительном волнении в лодку стала бы заплескивать вода.

   В связи с туристким назначением лодки необходимо применение поворотного шверта;более простые неповоротные-"втыкающиеся" шверты вызывают жесткие удары при столкновении с подводными препятствиями и неудобны,а иногда даже опасны при плавании в незнакомом районе.

   Шверт вращается на оси,щечки которой крепятся шурупами снаружи киля,чтобы избежать высверливания отверстий в нижней части швертового колодца.Поворачивается шверт при помощи тяги из металлического прутка или толстостенной трубки диаметром 20 мм,приклепанной к его задней кромке (не забудьте поставить в трубке заглушку!).Тяга должна быть тщательно изогнута по окружности радиусом 250 мм (по оси).На выходе ее из швертового колодца устанавливается уплотнение из микропористой резины толщиной около 10 мм,прижатой металлической накладкой.Отверстие в резине  должно быть меньшего диаметра,чем тяга.Поднимается и опускается шверт толкателем из металлической полосы 4х30,шарнирно прикрепленной к тяге винтом М8.На кормовом конце толкателя желательно установить рукоятку в виде деревянного шарика (идея этой конструкции заимствована с одного старинного швертбота).

   Переднюю и заднюю кромки шверта надо заострить,а по передней кромке желательно закрепить защитную оковку из латунной полосы толщиной 1 мм.

   Удобнее всего в эксплуатации съемные бортовые банки,опирающиеся на бортовой стрингер,упорный брусок на переборке кормового рундука и полоску фанеры под поперечной банкой.Удерживаются на месте они поворотными фиксаторами,такими же,как фиксаторы поликов.Под продольными банками надо надежно прикрепить к корпусу лодки блоки плавучести из пенопласта.

   Руль состоит из рулевой колодки и подъемного пера.Колодка собирается на клею и болтах диаметром 5-6 мм из трех слоев бакелизированной фанеры.Средняя часть толщиной 12 мм имеет секторный вырез для пера руля.Боковые щеки имеют толщину 8 мм.Румпель крепится к колодке припомощи металлической обоймы,согнутой из листа.Рулевые петли выпиливаются из угольника с толщиной стенки не менее 4 мм или изгибаются из полосы и крепятся к колодке шурупами диаметром 6 мм.Штыри (из болтов М8 с обрезанными головками) вворачиваются в резьбу отверстий петель и расклепываются.Нижний штырь должен быть обязательно длиннее верхнего примерно на 20 мм,иначе руль будет трудно установить на место.Детали рулевых петель,крепящиеся к транцу,тоже выпиливаются из угольника и устанавливаются на сквозных болтах М6.

    Перо руля вырезается из бакелизированной фанеры толщиной 12 мм и,так же,как шверт,заостряется по кромкам и защищается оковкой.Осью пера служит болт М8,затяжка которого регулируется таким образом,чтобы поднятое перо удерживалось за счет трения о щеки колодки.Верхнюю часть пера руля следует прошкурить,чтобы она свободно входила в щель колодки.Опускается в воду перо непосредственно рукой;для этого на его задней кромке и предусмотрен рычаг с рукояткой.Для страховки от выскакивания из петель руль фиксируется плоской пружиной,закрепленной выше нижней рулевой петли.

   На транце лодки по правому борту на расстоянии 400 мм от ДП устанавливается вторая пара рулевых петель,на которые руль перевешивается при ходе на веслах.Это очень удобно для рулевого,так как румпель свободно ходит под правой рукой,а не упирается в спину;смещение руля практически не отражается на управляемости лодки.

   Заготовка мачты выклеивается из трех-четырех сосновых брусков нужной длины.Сечение мачты выше комингса кокпита и примерно до половины высоты-круг диаметром 70 мм.Выше этого уровня передняя и боковые кромки плавно состругиваются до сечения на топе 40х50,внизу-до сечения у шпора 30х50 (больший размер в обоих случаях вдоль ДП).

   В верхнюю часть мачты врезается шкив для фала;внизу крепятся вертлюг гика и утка фала.По задней кромке мачты крепится шурупами через рейку 5х10 рельс для ползунов грота-тщательно выровненная металлическая полоса 2х20.

   Шпор мачты входит в гнездо степса глубиной 25 мм,вырезанное в задней части форштевня и усиленное наложенной сверху металлической скобой толщиной 2 мм с пропиленным в ней прямоугольным отверстием для прохода шпора.

   Готовая мачта,как и все детали рангоута,покрывается бесцветным лаком (масляным или пентафлевым).Стоячего такелажа нет-ванты и штаг не нужны;мачту вместе с гиком и парусом легко снимать с лодки.При необходимости можно сделать мачту разборной.В этом случае верхняя и нижняя части мачты соединяются муфтой из металлической трубы с толщиной стенки около 2 мм.Муфта длиной 400 мм крепится шурупами или сквозными болтами к верхней части мачты;чтобы зафиксировать правильное положение соединяемых частей мачты,в нижнюю часть вворачивается шуруп диаметром М6,а в муфте делается прорезь глубиной примерно 20 мм.В районе муфты рельс для ползунов грота крепится на коротких винтах М4,ввернутых в отверстия с нарезанной резьбой.

   Гик с сечением 30х60 лучше склеить по толщине из двух двух сосновых брусков.К концам гик состругивается по нижней кромке до высоты 40 мм.

   При оборудовании по второму варианту лодка снабжается уже не швертом,а навесными шверцами.На обоих бортах в районе шп.2 с внутренней стороны обшивки устанавливается опорный брусок для поперечной банки (разрезан на шпангоуте),а снаружи-брусок для упора шверцев.Поперечная банка крепится к этим опорным брускам у борта и к продольной банке.Под палубой по обеим сторонам бимса шп.2 устанавливаются подушки для подшипников шверцев.

   Шверцы вырезаются из бакелизированной фанеры толщиной 15-16 мм,вертикальные кромки их заостряются,по ним ставятся защитные оковки.Верхняя часть шверц надевается на ось из стального прутка диаметром 16 мм,изогнутую под прямым углом.В обойме шверца ось фиксируется стопором в виде винта М6 без головки,ввернутого в ось и ходящего в прорези обоймы.Ось шверца вставляется в палубный подшипник и фиксируется в нем поворотной чекой.Поперечные перемещения оси в подшипнике ограничиваются приклепанным к ней обрезком трубки,из которой изготавливалась втулка обоймы.Поднимаются шверцы сорлинями,которые закладываются на утки внутри лодки.

   Конструкция мачты,гика и руля такая же,как в 1 варианте,но площадь паруса рекомендуется уменьшить на 1 м.кв. с учетом того,что площадь шверца меньше,чем шверта,а возможности для откренивания лодки из-за другого расположения банок несколько хуже.

   Изготовление парусного вооружения является довольно сложным и трудоемким делом,но удовольствие от плавания под парусом,без сомнения,с лихвой окупит этот труд.Однако необходимо предупредить,что управление парусной лодкой,даже такой маленькой,как "Чижик",требует специальной подготовки рулевого.Лучше всего учиться парусному делу в яхт-клубе.

   При самостоятельном изучении искусства плавания под парусами следует неукоснительно соблюдать основные правила безопасности:

  • не перегружайте лодку;не берите на борт людей,не умеющих плавать,и маленьких детей;
  • при плавании под парусом экипаж всегда должен находиться в спасательных жилетах;
  • внимательно следите за погодой;при опасности шквала немедленно убирайте парус и садитесь за весла;
  • нельзя выходить под парусом при ветре сильнее 4 баллов,а вначале,при недостаточном опыте,-более 3 баллов;
  • никогда не закладывайте шкоты на утку;бухточку фала всегда держите чистой-готовой для спуска паруса;
  • выходя под парусом,проверьте,не забыли ли вы взять весла;
  • пока вы не обрели уверенность в своих силах,не уходите из района,где вам может быть оказана немедленная помощь в случае опрокидывания.


Спасибо!

 

 


Нравится

Категория: Паруса,мачты... | Добавил: goran (22.03.2012)
Просмотров: 10968 | Теги: поворотный шверт, мачта, парус на лодку, швертбот, лодка чижик, шверцы | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Кое-какие чертежи
[16.03.2011]
Швертбот длиной 4,2 м (конструктор Radoslaw Werszko).
[16.03.2011]
Швертбот длиной 3,8 м (конструктор Radoslaw Werszko).
[06.05.2011]
Швертбот своими руками.
[05.03.2011]
Крейсерский швертбот "Норд"
[12.06.2011]
Pram 2,39.

Картинки
...
...
...

Календарь

Автора









Архив записей

Полезная киношка




Друзья сайта





  • ___




  • Поиск

    Валюта
    Курсы наличного обмена на сегодня



       

    При полном или частичном использовании материалов данного сайта,ссылка на сайт superengineer.ucoz.ua обязательна как на источник информации.

    Администрация сайта НЕ несет ответственности за содержание модулей с контекстной рекламой.
    О замеченных несоответствиях нормам морали и нарушениях в установках рекламных блоков сообщите через форму "Обратная связь".


             Яндекс.Метрика
          Рейтинг - яхты и катера      

    Copyright MyCorp © 2024