Вторник, 23.04.2024, 19:57

Строим Яхту!

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статьи сайта
[20.11.2011]
Еще раз о методе "Сшей и склей"("Stitch&Glue").Еще раз о методе "Сшей и склей"("Stitch&Glue").

[09.11.2011]
Как сделать нож.Как сделать нож.

[11.04.2012]
В.М.Перегудов.Туристские разборные парусные суда.Остойчивость,прочность и управляемость судов(окончание).В.М.Перегудов.Туристские разборные парусные суда.Остойчивость,прочность и управляемость судов(окончание).

[18.08.2010]
Строить?Легко!Строить?Легко!

[17.02.2012]
Изготовление каноэ по реечной технологии (Building a Cedar Strip Canoe).Изготовление каноэ по реечной технологии (Building a Cedar Strip Canoe).


Категории раздела
Швертботы. [16]
Чертежи и рекомендации для самостоятельного строительства.
Каноэ. [4]
Все для самостоятельной постройки каноэ.
Лодки для рыбалки,охоты. [7]
Паруса,мачты... [4]
Все,что касается самостоятельного изготовления паруса,мачты.
Полезные советы. [24]
Описания приспособлений и методик используемых в строительстве и эксплуатации плавсредства.
Времяубивание с пользой. [18]
Сноуборды,буера,тренажеры для тела и ума...
Мои статьи [43]

Наш опрос
17'6" 3-Berth Yawl или Карась 500?Что бы Вы выбрали для самостоятельного строительства?
Всего ответов: 275


17'6" 3-Berth Yawl

Карась 500

Разное





Виртуальный
парусный инструктор










Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Теги сайта





Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter

Главная » Статьи » Мои статьи

В.М.Перегудов.Туристские разборные парусные суда.Конструкции надувных парусных судов(окончание).

Нравится


Вернуться к оглавлению.

§ 21. ДРУГИЕ КОНСТРУКЦИИ КАТАМАРАНОВ С НАДУВНЫМИ ПОПЛАВКАМИ

Катамаран «Альтаир» (рис. 126).

Основные технические характеристики: длина — 4м; конструктивная ширина — 1,46 м; диаметр поплавков — 0,421 м; объем одного поплавка — 0,420 м3; парусность: грота — 4,5м2, вспомогательного стакселя — 2,5м2; вместимость — 2 человека; время сборки— менее 1 час.; габариты упаковки — 0,3х0,15х1,8 м; вес в упаковке — до 35 кг.

«Альтаир» создавался как достаточно быстроходное, лавирующее, но максимально легкое и простое в сборке-разборке судно для воскресных прогулок и ненапряженных месячных походов. Полезная нагрузка может достигать 200 кг. Суточные переходы на Средней Волге колебались от 15 до 40 км. Небольшой корпус катамарана оказался удобным для рыбалки на дневках.

Конструкция «Альтаира» во многом повторяет «Аргонавт», но максимально упрощена. Прочность Т-образной силовой рамы (передняя часть продольной балки и балка II оставлена такой же, как на «Аргонавте». Поверх мостика натягивается открытый трамплин с носовым козырьком-волнобрызгоотбойником. Экипаж сидит на надувном матрасе, привязанном к трамплину вдоль его кормовой кромки. Матрас и гермоупаковки со снаряжением крепят к трамплину за веревочные петли, пришитые по его торцам и в средней части. Трамплин служит и рюкзаком-упаковкой для разобранного катамарана. Средние петли используют для шнуровки упаковки. К кормовой кромке трамплина пришивают нижнюю часть упаковки, имеющую ширину 0,3 м, высоту 0,15 м и глубину 0,5 м. Дно упаковки обязательно усиливают 2—3 слоями брезента чтобы при частых постановках ее на твердый пол торцы труб не пробили ткань.

Рис. 126. Катамаран «Альтаир»:

1—усиливающая втулка, Ж55х2,5х80; 2—кормовая секция центральной продольной балки, Ж50х1,5х1800; 3—кормовая секция стрингера поплавка, Ж30х1х1800; 4—балка III, Ж40х1,5х1800; 5—распорка балок, Ж20х1х905 (см. на рис. 119, Л—Л и М—М); 6—балка II, Ж50х1.5х1800; 7—балка I, Ж45х2х1800; 8—носовая секция стрингера, Ж32х1х1800; 9—носовая секция продольной балки, Ж55х2х1800; 10—Л-образная балка, Ж32х1; 11—удлинитель румпеля, Ж18х1х1800; 12—румпель; 13—перо руля; 14—шнуровка; 15—трамплин; 16—болт М6; 17—штырь распорки балок; 18—дужка из трубки, Ж20х1,5; 19—болт М12; 20—гак из трубки, Ж10х1,5; 21—оттяжка носового козырька; 22—стойка, Ж10х1; 23—носовой козырек трамплина; 24—штаг; 25—дужка-штаг-пирс; 26—болт М8; 27—степс; 28—нижняя часть рюкзака-упаковки; 29—петли для шнуровки упаковки.

Рулевое устройство оставлено таким же, как на «Аргонавте». Узел, препятствующий повороту продольной балки вокруг своей оси, перенесен на балку II. Здесь же находится ось вращения центрального шверта (рис. 127, 13). Для простоты изготовления и повышения живучести шверт сделан в виде плоской дюралевой пластины. Однако если применить лакированный деревянный или фанерный шверт симметричного сечения, который обладает почти такой же живучестью при навалах лагом (при ходе с большим дрейфом) на мели, то лавировочные качества катамарана улучшатся.

Рис. 127. Швертовое устройство катамарана «Альтаир»:

1—болт М6; 2—шверт, Д16Т, б=5; 3—передняя оттяжка, стальной трос Ж3; 4—задняя оттяжка; 5—огон передней оттяжки; 6—огон задней оттяжки; 7—кормовая секция продольной балки; 8—вилка шверта; 9—носовая секция продольной балки; 10—балка II; 11—болт М6; 12—дужка из трубки Ж22х2; 13—болт М6.

Положение шверта в диаметральной плоскости катамарана фиксируют двумя парами растяжек (рис. 127, 3, 4). Длину их делают такой, чтобы при рабочем положении шверта задние растяжки были натянуты туго, а передние имели небольшую слабину. В этом случае при перемене галса шверт будет автоматически вставать под положительным углом атаки к потоку (3—4°) и катамаран пойдет почти без дрейфа.

Для «Альтаира» подойдет легкое универсальное парусное вооружение с тримарана «Стриж-4,5». Вспомогательный стаксель можно нести при ветрах до 6м/сек. При общей парусности 7м2 и водоизмещении 210 кг (двое взрослых, два рюкзака и сам катамаран) «Альтаир» имеет энерговооруженность 20 м2/т.п., что обеспечивает ему вполне хороший ход. С одним гротом 4,5 м2 можно без особой борьбы со «стихией» ходить всеми курсами при ветрах до 9 м/сек (свист в снастях, свидетельствующий об усилении ветра до 10 м/сек, служит сигналом к немедленному уходу на берег). «Альтаир» хорошо идет и с одним гротом 5,5 м2 (см. рис. 115). Но поскольку он менее прочен и остойчив, чем «Аргонавт», при плаваниях с таким гротом надо соблюдать осторожность: внимательно откренивать судно и не форсировать парусом при усилении ветра. Во всех случаях в конструкцию вант надо вводить слабое или сигнальное звено (см. рис. 91).

В штиль «Аргонавт» идет на веслах почти так же быстро, как и байдарка. Предусмотрены весла-гребки, которыми гребут два человека, сидящие по бортам катамарана. При желании можно установить по бортам уключины на стойках, раскрепленных тремя растяжками, и грести распашными веслами.

Рис.128. Поплавок катамарана «Альтаир», V = 0,42 м3

Рис 129. Упаковка катамарана «Альтаир» (1,8х0,3х0,15 м):

1—рюкзак; 2—ручка из тесьмы; 3—весло-ручка; 4—плечевая лямка; 5—ремни крепления рюкзака к тележке; 6—крепление переднего ролика к рюкзаку; 7—дюралевый угольник с передним роликом-подшипником; 8—двухколесная складная тележка; 9—поплавки; 10—паруса; 11-13—балки; 14—Л-образная балка; 15—руль и шверт; 16—кормовая секция центральной балки Ж50; 17—нижнее колено мачты, Ж45; 18—отпорныи крюк; 19—удлинитель румпеля.Ж16; 20—трамплин-рюкзак; 21—распорки балок, Ж20; 22—стрингера, Ж30, Ж32; 23—крайние секции гика, Ж36; 24—верхнее колено мачты, Ж45; 25—среднее колено мачты, Ж50; 26—носовая секция центральной балки, Ж55; 27—средняя секция гика, баллер, такелаж, крепеж; 28—шнуровка; 29—весло; 30—петли.

Способность «Альтаира» при любых погодных условиях иметь хороший ход очень важна, ведь воскресные походы заканчивают к определенному сроку.

Особое внимание обращается на укладку деталей разобранного катамарана в упаковку (рис. 129) и удобство ее транспортировки в общественном транспорте. Из конструкции «Альтаира» исключены объемные и гнутые детали (за исключением средней секции гика), все детали, крепящиеся к трубам, сделаны быстросъемными, чтобы трубы можно было вставлять одну в другую. В частности, заклепки в среднем колене мачты (см. рис. 86,23) заменены штифтами диаметром 5 мм, как показано на рис. 114. Принцип укладки «труба в трубу» использован максимально. Габарит упаковки (всего 1,8 м) позволяет без осложнений перевозить катамаран в автобусах и троллейбусах. Вносить упаковку в транспорт может один человек — за плечевую лямку, или двое за торцевые ручки.

Многие предпочитают перевозить упаковки с катамаранами на двухколесных тележках. В этом случае из упаковки «Альтаира» выдвигают ручку весла и используют ее как водило. На различные ступеньки, бордюры и в тамбуры электричек тележку, показанную на рис. 129, легко поднимает один человек. Для этого сначала опускают вниз ручку, поднимая тем самым переднюю часть упаковки, и вкатывают на возвышение передний ролик-шарикоподшипник (рис. 129, 7). Затем, используя опору на ролик, поднимают всю упаковку и вкатывают на возвышение колеса тележки.

Крепление упаковки к тележке должно быть быстросъемным, ибо в автобусах и электричках тележку удобнее перевозить отдельным местом. Саму тележку лучше сделать складной. Балансировать упаковку на тележке надо так, чтобы водило давило на руку вниз с силой 1—2 кг.

Вес (кг) катамарана «Альтаир» составляется из: поплавков — 6,6 кг, стрингеров поплавков — 3,8 кг, поперечных балок — 3,4 кг, центральной продольной балки — 3 кг, швертового устройства — 2,6 кг, рулевого устройства — 2,3 кг, трамплина-упаковки со шнуровкой — 2,5 кг, парусного вооружения в сборе — 8 кг, весел — 1,5 кг, крепежа и пр. — 0,8 кг;

итого — 34,5 кг.

Катамаран "Азов” (рис. 130).

Основные технические характеристики: длина — 5,2 м; конструктивная ширина — 2,2 м; диаметр поплавка — 0,60 м; объем одного поплавка — 1,2 м3; парусность: грота — 7 м2; стакселя № 1 — 2 м2; стакселя № 2 — 4 м2; вместимость — 3—4 человека; вес в упаковках — 100 кг.

Для экипажей со спортивным уклоном, предпочитающих сложные походы по большим озерам и прибрежным зонам морей, подойдет катамаран «Азов» — более мореходный вариант «Аргонавта». Его конструкция отрабатывалась автором при активном участии Е. Кузнецова и С. Домрачева путем последовательной постройки ряда вариантов этого судна и их испытаний в самых жестких условиях, в том числе в походах по Азовскому и Каспийскому морям.

«Азов» больше, прочнее и остойчивее «Аргонавта». На нем можно ходить в свежую погоду при волнении до 1 м, а при необходимости — и выше, форсировать без заливания кокпита прибойные зоны и не бояться неожиданного усиления ветра при пересечении заливов и проливов шириной до 5—10 км. В то же время относительно небольшой вес катамарана позволяет без осложнений перевозить его на багажной полке купейного вагона.

«Азов» имеет несколько конструктивных особенностей.Форма моста в плане фиксируется не Л-образными балками, а диагональными тросовыми стяжками (рис. 130 и рис.131, 4). На жестком косом волнении они работают надежнее.

Носовой козырек-лыжа начинается от первой поперечной балки, к которой пришнуровывается носовая кромка трамплина. При таком решении увеличивается полезная площадь кокпита и более полно перехватываются брызги из-под носовых оконечностей поплавков, особенно когда катамаран идет в режиме серфинга — с большой скоростью скатывается с переднего склона попутной волны.

Рис 130. Мореходный катамаран «Азов».

1—балка Iсредняя секция Ж55х2х2000, крайние секции Ж50х1,5х500; 2—балка II средняя секция Ж60х2х2000 со вставкой в средней части Ж55х2х700, крайние секции Ж55х2х650; 3—балка III, средняя секция Ж45х2х2000, крайние секции Ж 40х1.5х5000; 4—балка IV, средняя секция Ж60х2х2000, крайние секции Ж55х2х500; 5—балка V, средняя секция Ж50х2х2000, крайние секции Ж45х1,5х500; 6—центральная продольная балка, сечения труб Ж 70х2х2000, Ж65х2х900, Ж70х2х2000; 7—стрингера Ж45х1,5х2000, Ж45х2х1000; Ж40х1,5х2000; 8—трубки-распорки балок Ж20х1,5; 9—потопчина из шнуровки; 10—огон диагонального троса-стяжки; 11—кормовая площадка из шнуровки; 12—кормовой накладной багажник; 13—изогнутое окончание удлинителя румпеля; 14—грот, S=7м2, 15—стаксель №2, S=4 м2; 16—стаксель №1, S=2,0 м2.

Рис.131. Носовая часть трамплина, диагональная стяжка
и шнуровка катамарана «Азов» (вид снизу):

1—трамплин; 2—ручной или машинный шов; 3—петля из капронового троса Ж6; 4—диагональная стяжка, стальной трос Ж3—4; 5—шнуровка; 6—распорка поперечных балок, Ж20х1,5; 7—трубка-фиксатор, Ж16х2х200; 8—балка I; 9—заклепка; 10—трубка, Ж20х1,5х50; 11—отверстие под вороток; 12— болт М8; 13—труба каркаса носового козырька трамплина, Ж30х1.

В кормовой части, где находится экипаж, кокпит имеет увеличенную высоту (0,55 м, в некоторых вариантах — 0,6 м). Это позволяет более полно защитить экипаж от холодного ветра, а при дальних переходах устраивать в кокпите закрытые спальные места без установки над ним палатки. По направлению к носу высота кокпита уменьшается, что снижает его лобовое сопротивление и дает возможность дождевой воде свободно скатываться по носовой палубе и по тенту, которым можно закрывать открытую часть кокпита.

Палатка начинается сразу от мачты, заходит на носовую палубу на 0,25 м и пристегивается к ней с помощью петель и пуговиц. В передней части палатки устраивается разрезной брюканец для прохода мачты. Предусмотрено два варианта крепления палатки к бортовым обвесам — при поставленных кормовых стойках (в этом случае общая высота ее составляет 1,2 м) и без них, когда палатка используется как тент для открытой части кокпита. В холодную погоду при поставленном тенте плавание становится гораздо более «теплым».

Сидеть и спать в катамаране удобнее на двух широких (1м) надувных матрасах, положенных вдоль кокпита. Чтобы обеспечить им более ровную опору, поверх трамплина между балками II и III, III и IV поперек катамарана кладут весла длиной 2 м. Получающееся надувное днище кокпита всегда остается сухим и теплым.

Петли для шнуровки боковых сторон трамплина к трубам — распоркам балок делаются длинными (до 100 мм). После натяжения трамплина они образуют бортовые потопчины, по которым можно ходить, держась за ванту (обязательно привязавшись страховочным концом). Еще более широкая площадка из натянутых петель делается между кормовой кромкой трамплина и балкой V. На нее встают при посадке в катамаран и укладывают дополнительный кормовой багажник, в котором удобно перевозить бурдюки с пресной водой.

Катамаран вооружен одним гротом 7 м2, который можно рифить до 5 м2, большим стакселем для слабых ветров и прочным стакселем для ветров 6—8 м/сек. Так как Катамаран довольно тяжелый и имеет большую паразитную парусность, то К парусов надо делать как можно более высоким. Кроме того, надо помнить, что при значительном волнении фактическая остойчивость катамарана становится меньше, чем на гладкой воде. Поэтому нужно вовремя менять и убирать стаксели, а при усилении ветра до 10 м/сек рифить грот. Под одним зарифленным гротом «Азов» уверенно лавирует против крупных волн, хотя и не очень круто, и на нем можно достигнуть берега при начинающемся отжимном шторме. Под зарифленным гротом можно убегать от шторма полными курсами. Когда есть выбор, к берегу лучше уходить именно по ветру, уменьшив парусность и обеспечив уверенный дифферент на корму за счет перемещения груза.

Мачта собрана из трех 2-метровых труб сечением Ж70х2 мм, на переходниках — сечением Ж65х3 — 3,5х400 мм. (Верхнее колено мачты из более слабой трубы сечением Ж60х2 мм однажды переломилось при попытке спустить полный грот при ветре 18 м/сек.) В принципе мачту можно делать из труб меньшего сечения, подкрепляя ее краспицами и ромбовантами, но в этом случае она лишается своей простоты, что связано с надежностью.

Погруженная площадь руля 0,12 м2. Толщина пера руля из дюралевой пластины Д16Т — 5 мм. Сечение баллера — Ж40х2,5 мм. Особое внимание надо уделить креплению втулки баллера к продольной балке катамарана и узлу фиксации балки от проворота. Баллер должен свободно ходить по втулке вверх-вниз, чтобы его можно было поднимать вместе с пером. Кроме обычного сорлиня делается еще одна снасть — для регулировки заглубления пера руля. При причаливании на прибое и при выбрасывании на песчаные пляжи баллер в последний момент поднимают до отказа, чтобы не повредить руль.

Погруженная площадь шверцев асимметричного сечения — 0,25 м2. На испытанных катамаранах шверцы из дерева и фанеры работали безотказно и выдерживали сильные удары о дно, когда при поворотах в прибойной зоне катамаран идет с большим дрейфом и шверцы не могут свободно откидываться назад.

Поплавки «Азова» имеют такую же форму, как поплавки «Аргонавта». Их диаметр и объем уточняются в зависимости от полезной нагрузки и района плаваний. Отношение Vn/Д должно лежать в пределах 2—2,2. Чем больше объем поплавков, тем выше мореходность катамарана (см. § 19).

При указанных на рис. 130 размерах все большие трубы и часть стрингеров укладываются в пять труб диаметром 70 мм. Их, а также остальные стрингера и мелкие трубы перевозят в двух компактных пеналах. Поплавки, надувные матрасы и аварийные емкости плавучести (объемом не менее 250 л на поплавок) перевозятся в отдельной упаковке. Все остальные детали катамарана и часть снаряжения пакуются в большой рюкзак из трамплина.

Рис.132. Легкий парусно-гребной катамаран конструкции А. Бабенко.

Парусно-гребные катамараны хорошо зарекомендовали себя в походах по небольшим рекам с рядом плесов или озер, где вполне могут конкурировать с парусно-гребными байдарками. Они несколько тяжелее идут на веслах, зато надежнее и быстроходнее при движении под парусом. При равной с байдарками грузоподъемности они весят 20—30 кг.

Определенный интерес представляют 1—1,5-местные парусно-гребные катамараны. Один из них , построенный А. Бабенко из г. Люберцы (рис. 132), имеет следующие характеристики : L—3,6 м, Bк—0,9 м, объем одного поплавка—0,26 м3, парусность—3 м2+1,2 м2, время сборки—0,5 час., вес в упаковках—20 кг. Мостик начинается сразу от носовых оконечностей поплавков и со всех сторон имеет обвесы, образующие удобный кокпит и багажники. Грести на катамаране можно байдарочным веслом. На других подобных катамаранах мостик оставляют открытым. Э. Заичкин из г. Протвино поставил на такой катамаран мачту и парус от виндсерфера и управлял им стоя, держась за уишбон. Катамаран обладает эффективным центральным швертом и не имеет руля, как и настоящий виндсерфер. На соревнованиях, выступая в классе «Катамаран-5,5 м2», этот катасерфер, как назвал его автор, продемонстрировал хорошие ходовые качества. Неплохо ходит он и на веслах. Вес судна 20 кг.

Катамараны с поплавковыми фермами (рис. 133 и рис. 134. Как уже говорилось, эксплуатационные характеристики и вес катамаранов с поплавковыми фермами и со стрингерами примерно одинаковы, но фермы позволяют использовать более широкий ассортимент материалов. Например, в ферме катамарана «Спаниель» Н. Никитина (рис. 133, б) использован выбракованный коробчатый профиль, применяемый в строительстве.

При постройке ферм надо следить за надежностью заделок огонов тросов (нагрузки на них могут быть значительными), за надежностью их крепления к центральным стрингерам, работающим на сжатие; сечение болтов или пальцев, соединяющих отдельные элементы фермы, должно быть таким, чтобы их не срезало и чтобы они не проминали стенки труб.

Надо иметь в виду, что на поплавок действуют силы не только в вертикальной плоскости, но и в горизонтальной. Они могут достигать величин, равных водоизмещению судна, и даже больших. Фермы должны выдерживать такие нагрузки. В первом приближении это можно проверить на воде, поставив катамаран с экипажем на борту на один поплавок в вертикальное положение.

В походных условиях было несколько случаев полного отрыва поплавков от ферм из-за ненадежности их крепления к фермам. Чтобы этого не произошло, к тросам и стрингерам поплавки лучше крепить не отдельными ремнями или завязками, а с помощью сплошных карманов. Карманы следует не только приклеить (от воздействия солнца и воды многие клеевые швы теряют прочность), но и потом пришить к ткани поплавка. Нижние пояса ферм желательно проводить ниже середины поплавков.

Рис. 133. Некоторые варианты поплавковых ферм:

1—поперечная балка; 2—центральный стрингер; 3—стойка; 4—дужка соединения балки со стрингером; 5—наметка из изоленты или приклепанныи упор; 6—карман центрального стрингера; 7—поплавок; 8—стальной трос Ж2,5—4; 9—карман троса; 10—стойка-дужка; 11—болт М6, М8; 12—стойка двойная; 13—стойка одинарная.

Рис. 134 Катамаран Г. Лисина с поплавковыми фермами и шпрюйтовыми растяжками, усиливающими подмачтовую балку.

§ 22. ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ДЛЯ НАДУВНОЙ ЛОДКИ.

О достоинствах и эксплуатационных характеристиках парусных надувных лодок уже говорилось в § 2. Ниже рассмотрен конкретный пример парусного вооружения для надувной лодки «Волна» (ЛГН-2), построенного автором совместно с одним из наиболее активных пропагандистов этого типа судов Н. Вайноненом (рис. 135). На конкурсе разборных парусников в 1980 г. «Волна», тогда первая уверенно лавирующая парусная надувнушка, была отмечена дипломом I степени. В гонках парусных надувных лодок она неоднократно занимала первые места.

Основные технические характеристики: длина — 2,8 м; ширина — 1,04 м; диаметр баллонов — 0,285 м; площадь паруса 3,2 (2,2) м2; вместимость: в походном варианте — 1 человек, в прогулочном — 1—2 человека; время сборки— 40 мин., вес в упаковках — 25 кг.

Особенности конструкции.

Накладная силовая рама корпуса (рис. 136, рис.137, рис. 138). Корпус надувной лодки не обладает необходимой прочностью и жесткостью, чтобы выдерживать нагрузки от настоящего паруса, руля, шверта и откренивающего рулевого. Все эти нагрузки перекладываются на автономно работающую силовую раму из труб. Она состоит из двух продольных балок, которые вставляются в карманы, прикленные к бортам лодки, поперечной подмачтовой балки, легкой кормовой балки-стяжки и мачтового стакана, раскрепленного 4 трубками-распорками — Н-образная рама. При достаточной прочности труб рама является жесткой и не позволяет лодке скручиваться винтом даже при значительных нагрузках на парусе и энергичном откренива-нии ее рулевым, который сидит ближе к корме. Если строители не располагают трубами нужного сечения, можно применять другие трубы и профили, стеклопластик, фанеру, дерево. Важно лишь, чтобы прочность на изгиб и кручение элементов рамы соответствовала прочности дюралевых труб, указанных на рис. 136.

Рис. 135. Парусное вооружение для надувной лодки «Волна»:

1—гик; 2—двухслойный парус; 3—мачта; 4—мачтовый стакан; 5—носовой козырек; 6—поворотный шверц; 7—накладная силовая рама; 8—дополнительный днищевый лист; 9—перо руля; 10—удлинитель румпеля; 11—шкот.

Рис. 136. Накладная Н-образная рама:

1—усиливающая втулка, Ж45х2,5х80; 2—труба, Ж40х1,5х880; 3—кормовая балка, Ж36х1х825; 4—труба, Ж36х1х1050; 5—труба, Ж40х1,5х1050; 6—распорка, Ж20х1,5; 7—дужка из трубки, Ж12х1; 8—подмачтовая балка, Ж40х1,5х1000; 9—мачтовый стакан, Ж45х2х400; 10—заклепка Ж5; 11—втулка баллера руля, Ж32х1х47; 12—болт M8; 13—гайка барашковая M8; 14—пластина, дюраль б=2,5; 15—пробка, дуб; —заклепка; 17—болт М8; 18—резиновое колечко; 19—фиксатор, Ж5; 20—гайка барашковая М6; 21—болт М6; 22—резиновая шайба.

Рис. 137. Мачтовый стакан:

1-болт М6; 2—шайба 6; 3—распорка, Ж18х1,5; 4—шайба, сталь; 5—заклепка Ж5; 6—втулка, сталь; 7—стакан, Ж45х2х400; 8—пластина; 9—болт М8; 10—шайба 9; 11—втулка-распорка, Ж10х1; 12—гайка барашковая М8; 13—подмачтовая балка.

Рис. 138. Крепление распорки мачтового стакана к продольной балке:

1—продольная балка; 2—шайба 8; 3—болт М8; 4—гайка барашковая М8; 5—пластина; 6—заклепка Ж4; 7—распорка.

Рис. 139. Рулевое устройство надувной лодки:

1—перо руля, Д16Т, б=4; 2—отверстие для закрепления сорлиня; 3—сорлинь; 4—баллер руля, Ж30х4х270; 5—заклепка; 6—ограничитель угла поворота пера руля, алюминиевая заклепка Ж5; 7—пробка, дуб, ясень; 8—резиновая шайба; 9—разводной шплинт Ж3; 10—палец Ж6; 11—удлинитель румпеля, Ж18х1; 12—румпель, Ж18х2х300; 13—наметка из изоленты; 14—шайба; 15—болт М8; 16—гайка барашковая М8; 17—шайба 8.

Рулевое и шверцевое устройства. На «Волне» применена диагональная схема расположения руля и шверта (см. § 15). На кормовую оконечность правой продольной балки надевается еще одна трубка, в которую запрессована втулка баллера. От проворачивания вокруг своей продольной оси она фиксируется в узле соединения продольной балки с кормовой стяжкой. Конструкция и размеры руля показаны на рис. 139.

Шверц (рис. 140 закреплен на левой оконечности подмачтовой балки. Поднимается и опускается он вручную и фиксируется в этих положениях за счет сил трения.

На ходу лодка на всех курсах приводится. Приводящий момент компенсируется отклонением большого руля на несколько градусов под ветер. Его гидродинамическое качество при этом остается высоким, а подъемная сила, как и у шверта, направлена на ветер, т. е. препятствует дрейфу лодки. При таком решении «Волна» имеет хорошую управляемость на всех курсах. На испытаниях она стабильно делала по 5 полных циркуляции за минуту.

При изготовлении рулевого и шверцевого устройств надо стремиться делать их прочными, жесткими и без люфтов. Только в этом случае лодка сможет уверенно лавировать и ее не будет сдувать под ветер.

Парусное вооружение. Для простоты управления и соответствующего повышения безопасности лодка вооружена кэтом — одним гротом умеренной площади, который поднимается на свободностоящей мачте. Сама мачта из двух телескопических труб сечением Ж40х2х1800 и Ж35х1,5х1800 мм вставляется в мачтовый стакан и ничем больше не крепится. Конструкции мачты и гика аналогичны показанным на рис. 86. Длина нижней дужки 500 мм, верхней — 200 мм.

Парус сделан двухслойным (рис. 141), что не только повышает его качества (К), но и облегчает владельцам надувнушек, как правило, не имеющим опыта пошива парусов, получение хорошего паруса с первого раза.

Рис. 140. Шверц надувной лодки:

1—усиливающая накладка шверца, дюраль 6=1—1,5; 2—заклепка; 3—шайба, D=98,б=4; 4—подмачтовая балка; 5—болт М8; 6—втулка, дюраль, сталь; 7—болт М6; 8—шайба; D=100, d=60, б=4, фторопласт; 9—шверц, сосна.

Рис. 141. Двухслойный парус «Стриж» (S = 3,2м2):

1—люверс шкотового угла; 2—отверстие в парусе для прохода оси гика; 3—петля для верхнего риф-штерта; 4—левое полотнище паруса; 5—правое полотнище паруса; 6—боут; 7—корсажная лента; 8—булинь задней шкаторины; 9—риф-бант, корсажная лента; 10—риф-штерт; 11—риф-штерты, завязанные узлом; 12—убранная часть паруса.

Шкот ведется от нока одинарного изогнутого гика прямо к руке рулевого без всяких блоков и стопоров. Это позволяет быстро травить парус во флюгерное положение при всех осложнениях, в том числе и при неожиданных шквалах с кормы.

При ходе полными курсами в свежую погоду парус надо рифить, ибо «Волна» при излишне быстром ходе имеет тенденцию зарываться носом в волны.

Модернизация корпуса лодки «Волна». Превращая «Волну» в парусный швертбот, стоит поработать и над ее корпусом. В первую очередь надо сделать носовой козырек. Он заметно уменьшит забрызгиваемость и заливаемость кокпита. В нижней части козырек приклеивают как продолжение карманов продольных балок. Его верхнюю часть привязывают к распоркам мачтового стакана. В походах носовую часть лодки загружают объемными, но легкими вещами.

Чтобы повысить ходкость лодки, надо продлить днище до кормовых оконечностей баллонов. Дополнительное днище делают из любой водонепроницаемой ткани, подойдет детская клеенка, склеенная в два слоя и покрашенная «серебрянкой» (резиновый клей + бензин + алюминиевая пудра). В надводной части кормовую палубу приклеивают к бортовым и поперечному баллонам. Для доступа в образующийся кормовой багажник делают клапан на двух молниях (на рис. 135 он показан пунктиром).

Сидеть в лодке лучше не на штатном сиденье, а на туго надутом надувном матрасе, положенном вдоль судна. Он более равномерно распределяет вес человека на днище, которое меньше прогибается и не искажает обводы подводной части «Волны».

Грести на «Волне» можно не только штатными распашными веслами, но и байдарочным веслом — во многих случаях это оказывается удобнее. Во избежание рысканья при каждом гребке, перо руля приподнимают, чтобы оно работало как длинный плавник, и фиксируют закрепленным удлинителем румпеля в положении, параллельном продольной оси судна. В двухлопастное весло можно превратить и штатные весла «Волны», если соединить их трубкой-переходником, например, от пылесоса.

Изменение обводов надувных лодок. После того как надувные лодки удалось заставить хорошо лавировать, появилось желание улучшить их ходкость на полных курсах. Направления, в которых ведутся работы, рассмотрим на примере довольно быстроходной лодки О. Штыхно (рис. 142). К польскому «Дельфину» он приклеил дополнительную носовую секцию с острым форштевнем. Легкий каркас из пластиковых листов (можно и из трубок) вставляется в секцию сверху, а затем носовая палуба наглухо зашнуровывается.

Вдоль днища лодки лежит самодельная надувная емкость из детских «бревен», помещенных в матерчатый чехол. Поверх емкости проходит кильсон, на нем лежитсиденье-подушка для рулевого. При такой конструкции днище натягивается гораздо сильнее, чем обычно, становится более ровным, обтекаемым и имеет значительную килеватость. Форма ватерлиний надувнушки начинает походить на обычную, швертботную, что сразу повышает ее ходкость.

Рис. 142. Надувная лодка «Дельфин» с парусным вооружением.

Интересно отметить, что на «Дельфине», как и на «Волне», тоже применена Н-образная силовая рама, но мачта крепится не в стакане, а двумя парами топовых вант. При этом кокпит получается более просторным, но парус уже нельзя потравить во флюгерное положение при шквалах с кормы. В таком случае используют хорошую поворотливость надувнушек. Даже если рулевой просто бросит руль и шкот, лодка сама буквально за несколько секунд приведется до полного бейдевинда и парус обезветрится.

На «Дельфине» О. Штыхно поставлены два шверца асимметричного сечения и руль, расположенный в диаметральной плоскости судна. Шверцы отнесены в корму от мачты. По сравнению с описанным выше вооружением лодки «Волна» при этом варианте растет вес судна, появляется необходимость попеременно поднимать и опускать шверцы при перемене галса, повышаются требования к точности работы рулем из-за уменьшения расстояния между рулем и шверцем. В то же время более эффективные шверцы улучшают лавировочные качества лодки, становится возможным вести ее с умеренным креном на обоих галсах, уменьшая тем самым смоченную поверхность, что тоже повышает ходкость. Какой из вариантов выбрать, зависит от конкретных требований, которые строители предъявляют к будущему судну.


Вернуться к оглавлению.           Читать следующую главу.
Нравится

Категория: Мои статьи | Добавил: goran (18.04.2012)
Просмотров: 8935 | Теги: парус на лодку, Байдарка, шверт, перегудов, разборные суда, шверцы | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Кое-какие чертежи
[22.03.2011]
Чертежи каноэ.
[22.08.2011]
Построить каяк-просто.Часть 2.
[22.08.2011]
Чертежи "Forest Stream"
[17.08.2011]
Как сделать весло.
[23.03.2011]
Построить каяк-просто!

Картинки
...
...
...

Календарь

Автора









Архив записей

Полезная киношка




Друзья сайта





  • ___




  • Поиск

    Валюта
    Курсы наличного обмена на сегодня



       

    При полном или частичном использовании материалов данного сайта,ссылка на сайт superengineer.ucoz.ua обязательна как на источник информации.

    Администрация сайта НЕ несет ответственности за содержание модулей с контекстной рекламой.
    О замеченных несоответствиях нормам морали и нарушениях в установках рекламных блоков сообщите через форму "Обратная связь".


             Яндекс.Метрика
          Рейтинг - яхты и катера      

    Copyright MyCorp © 2024