Воскресенье, 19.11.2017, 22:55

Строим Яхту!

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статьи сайта
[16.01.2012]
Работа с эпоксидными смолами.С чего начать.Работа с эпоксидными смолами.С чего начать.

[16.03.2012]
Головоломка из дерева "Буква Т".Головоломка из дерева "Буква Т".

[12.02.2012]
Правила пользования парусной лодкой.Правила пользования парусной лодкой.

[18.08.2010]
Строить?Легко!Строить?Легко!

[20.04.2012]
Джошуа Слокам.Один под парусами вокруг света (продолжение).Джошуа Слокам.Один под парусами вокруг света (продолжение).


Категории раздела
Швертботы. [16]
Чертежи и рекомендации для самостоятельного строительства.
Каноэ. [4]
Все для самостоятельной постройки каноэ.
Лодки для рыбалки,охоты. [7]
Паруса,мачты... [4]
Все,что касается самостоятельного изготовления паруса,мачты.
Полезные советы. [24]
Описания приспособлений и методик используемых в строительстве и эксплуатации плавсредства.
Времяубивание с пользой. [18]
Сноуборды,буера,тренажеры для тела и ума...
Мои статьи [43]

Наш опрос
17'6" 3-Berth Yawl или Карась 500?Что бы Вы выбрали для самостоятельного строительства?
Всего ответов: 240


17'6" 3-Berth Yawl

Карась 500

Разное





Виртуальный
парусный инструктор










Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Теги сайта





Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter

Главная » Статьи » Мои статьи

В.М.Перегудов.Туристские разборные парусные суда.Конструкции тримаранов на основе байдарок(окончание).

Нравится


Вернуться к оглавлению.

§ 18. ДРУГИЕ КОНСТРУКЦИИ ТРИМАРАНОВ НА ОСНОВЕ БАЙДАРОК

«Таймень-3» с вооружением шхуна.

Основные технические характеристики: площадь фока — 3,5 м2; площадь грота — 3,5 м2; конструктивная ширина — 2,53 (3,4) м; объем одного бокового поплавка 147 (82) дм3; полное время сборки — 1—1,5 час.; вес дополнительного оборудования байдарки — 25 кг.

Трехместные байдарки удобны тем, что позволяют путешествовать семьей из 4 человек (с детьми), но они обладают невысокой прочностью и жесткостью, отчего на них не стоит выходить на большие водоемы, где возможно образование крупных волн. По той же причине их лучше вооружать не шлюпом, а шхуной. При двухмачтовом вооружении удается иметь значительную площадь парусности (что важно для ходкости тяжело груженных судов) и в то же время небольшие нагрузки на силовые элементы байдарки.

Тримаран (рис. 101) вооружен двумя совершенно одинаковыми двухслойными парусами типа «Стриж» с загнутой назад верхней частью мачты ( рис. 102 и рис.103). Мачты — свободностоящие. Возможность рифления парусов не предусматривают, в свежую погоду просто спускают грот и убирают грот-мачту. Если ветер попутный, фок-мачту оставляют на месте, а если приходится идти острыми курсами, ее переносят к средней поперечной балке, на которой делают третий пяртнерс.

Конструкция основных узлов и деталей тримаранов, в том числе и руля увеличенной площади, аналогична описанным в предыдущих разделах. Отличия следующие.

Утка на мачте делается в виде разжимного хомута, посаженного на слой изоленты, увеличивающей силу трения между ним и мачтой ( рис. 102, б, 14, 16). Для соединения верхнего и среднего колен мачты использован болт с приваренным к его гайке колечком (8 и 13). Через колечко пропускают нисходящую ветвь фала.

На ноке гика крепят дужку из трубки сечением Ж10х1 мм с запресованными в нее шпильками М8 (18). Она используется как блок скольжения для тали регулировки пуза паруса. К шкотовому углу паруса крепится двухшкивный блок из небольших шарикоподшипников.

Размеры бокового поплавка соответствуют показанным на рис. 93, но в середине добавлен цилиндрический участок длиной 1 м и диаметром 0,27 м. Стрингера поплавков состоят из двух секций. Размеры и объем поплавков позволяют делать из них удобный 1,5-местный плот-катамаран для рыбалки и радиальных поездок.

Рис. 101. Трехместный «Таймень», вооруженный шхуной:

1—средняя секция балки III, Ж50х2х1500; 2—поплавок, D=0,27 м, V=147 дм3; 3—крайняя секция балки III, Ж45х1,5х750; 4—секция стрингера поплавка, Ж20х1х1500; 5—шверц асимметричного сечения, погруженная площадь 0,18 м2; 6—крайняя секция балки II, Ж36х1,5х750; 7—средняя секция балки II, Ж40х1,5х1500; 8—крайняя секция балки I, Ж45х1,5х750; 9—средняя секция балки I, Ж50х2х1500.

Рис. 102. Рангоут паруса «Стриж» (S = 3,5 м2) с загнутой назад верхней частью мачты:

1—шпор мачты, ясень; 2—заклепка Ж5; 3—нижнее колено мачты, Ж45х2х1430; 4—болт Мб; 5—гайка Мб; 6—хомут, дюраль б=2; 7—среднее колено мачты, Ж40х1,5х1450; 8—болт Мб; 9—верхнее колено мачты, Ж36х1,5х1450; 10—проволока Ж2; 11— дужка-блок фала, Ж10х1; 12—буртик из изоленты; 13—гайка Мб с кольцом для проводки фала; 14—«подушка» из изоленты; 15—заклепка Ж5; 16—утка; 17—крайняя секция гика, Ж32х1х800; 18—шпилька M8; 19—гайка M8; 20—средняя секция гика, Ж36х1,5х900; 21—фиксатор Ж5; 22—резиновое колечко; 23—гайка М14; 24—болт М14; 25—втулка, Ж50х2х120; 26—мачта.

Рис. 103. Двухслойный парус «Стриж» (S=3,5м2):

1—отверстие в парусе для оси гика; 2—мачта; 3—правое полотнище паруса; 4—левое полотнище паруса; 5—карман булиня задней шкаторины; 6—фал; 7—боут; 8—снасть для регулировки пуза паруса; 9—штертик для регулировки длины булиня нижней шкаторины; 10—огон булиня нижней шкаторины; 11—дужка на ноке гика; 12—гайка барашковая М6; 13—люверс; 14—булинь задней шкаторины; 15—шайба; 16—болт Мб; 17—булинь нижней шкаторины; 18—дужка-блок на шкотовом углу паруса

Тримаран может ходить с боковыми поплавками, сделанными на основе трех надувных «бревен», но в этом случае длину поперечных балок надо увеличить (см. рис. 96).

Шверцы плосковыпуклого сечения делают деревянными или согнутыми из листового дюраля. Размеры их надо увеличить на 20% по сравнению с указанными на рис. 94.

Тримараны с одним шверцем симметричного сечения.

Достоинства и недостатки создания силы бокового сопротивления с помощью одного и двух шверцев рассмотрены в § 15. Здесь лишь отметим, что схема с одним шверцем из-за уменьшенного веса и простоты выполнения поворотов оверштаг имеет много приверженцев, хотя тримаран с одним шверцем лавирует несколько хуже, чем с двумя.

Эффективность работы шверца симметричного сечения повышают, задавая ему начальный угол атаки. В этом случае шверц один, без участия корпуса байдарки, будет создавать требуемую силу бокового сопротивления. Байдарка пойдет практически без дрейфа, а поскольку гидродинамическое качество длинного профилированного шверца значительно выше, чем мелкосидящего корпуса байдарки, имеющего удлинение лишь 0,03, суммарная сила лобового сопротивления байдарки и шверца будет меньше.

Рис. 104. Регулировка угла атаки шверца симметричного сечения и его подъем с помощью шарнирно закрепленной ручки:

1—удлиненная дужка; 2—фальшборт; 3—шверц-балка; 4—дужка; 5—ограничитель осевых перемещений шверц-балки; 6—шверц; 7—шарнир крепления ручки для подъема шверца; 8—положение ручки при опущенном шверце.

Применяется несколько конструкций шверцевых узлов, в которых предусмотрена возможность изменения начального угла атаки шверца при перемене галса. По мнению автора, наиболее простое и надежное решение предложили ленинградские байдарочники (рис. 104). Для изменения угла атаки шверца достаточно передвинуть вперед или назад правый конец шверц-балки. Для подъема шверца матрос берется за ручку 8, поднимает ее, вращая тем самым вокруг своей оси шверц-балку вместе со шверцем, и закладывает ручку за правый фальшборт, фиксируя шверц в поднятом положении.

Узлы и детали однобалочных тримаранов.

Съемный узел крепления шверца. На легких тримаранах при движении на веслах часто полностью убирают шверцы и крайние секции поперечных балок. Для этого случая подходит конструкция шверцевого узла, показанная на рис. 105. Выдернув фиксатор 8, можно вынуть из центральной секции балки крайнюю секцию, а затем снять с балки весь шверцевый узел.

В рабочем и поднятом положении шверц фиксируется за счет сил трения, кото рые можно регулировать затяжкой гаек 5. Болты М6 прихватываются к шайбе 11 сваркой, чтобы не прокручивались.

Боковой поплавок с глиссирующей пластиной (рис. 106). Если боковые поплавки использовать как страховочные, их выгоднее делать глиссирующими. На рисунке показан один из вариантов глиссирующего поплавка, сделанного из двухлопастного байдарочного весла. К фальшбортам оно крепится, как показано на рис. 81. Фиксаторы 4 обеспечивают положение лопастей под углом атаки к поверхности воды 10—15°. Сверху к лопасти крепятся страховочные надувные поплавки.

Рис. 105. Вариант быстросъемного крепления крайних секций
поперечной балки и шверцевого устройства однобалочных тримаранов:

1—ручка для опускания и подъема шверца; 2—шверц; 3—шайба, фторопласт; 4—втулка шверца; 5—гайка барашковая М6; 6—средняя секция поперечной балки; 7—крайняя секция поперечной балки; 8—фиксатор, Ж8; 9—болт М6; 10—резиновое колечко; 11—шайба, сталь, дюраль.

Рис. 106. Поплавок с глиссирующей пластиной:

1—цевье весла или поперечная балка; 2—лопасть весла или пластина увеличенной площади; 3—отверстие под гак в кармане стрингера поплавка; 4—сосок камеры поплавка; 5—карман кормового стягивающего штертика обтекателя; 6—стягивающий штертик; 7—камера — надувное «бревно»; 8—обтекатель поплавка; 9—карман стрингера; 10—стрингер; 11—резиновая трубка или слой изоленты; 12—гайка М6; 13—гак, сталь Ж6

Крепление поплавков к поперечной балке с помощью растяжек (рис. 107). Для лавирующих однобалочных тримаранов с большими надувными поплавками и мачтами, имеющими ванты, подойдет надежное крепление поплавков с помощью двух пар растяжек из капронового троса диаметром 4 мм. Они фиксируют поплавки в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Эластичности капроновых растяжек вполне достаточно, чтобы поплавки могли менять свой дифферент при ходе на волнении.

Рис. 107. Крепление поплавка однобалочных тримаранов
с помощью капроновых растяжек:

1—горизонтальная оттяжка; 2—крайняя секция поперечной балки; 3—фиксатор секций балки; 4—карман стрингера; 5—вертикальная оттяжка; 6—ванта; 7—колечко; 8—гак; 9—гайка М6; 10—прокладка из резины; 11—слой изоленты на гаке; 12—стрингер поплавка; 13—болт М6; 14—наметка из иэоленты; 15—стягивающий штертик; 16—штырь Ж6.

Повышение мореходности байдарок. На байдарочных тримаранах трудно ходить по относительно крупным водоемам, поскольку байдарки обладают невысокой мореходностью. Открытый кокпит, традиционно низкий форште-вень, малый развал бортов в носу, низкий надводный борт и небольшой объем надводной части корпуса в носу приводят к тому, что при ходе острыми курсами со скоростью 5 км/час и выше байдарки начинает энергично забрызгивать и даже заливать уже при волне 0,4 м. Не выдерживают они и заметных прибойных волн, а также волн от проходящих вблизи моторок. Все это заставило искать способы повышения мореходности байдарок. Некоторые из них описаны ниже.

Рис. 108. Форма мидель-шпангоута байдарки:

слева — без днищевой надувной емкости; в центре — с надувной емкостью из детских «бревен»; справа — с большой надувной емкостью.

Увеличение объема корпуса байдарки (рис. 108). Поведение судна на волнении прямо зависит от отношения его полного объема к водоизмещению. Объем байдарки можно увеличить, устроив поддувное дно. Сначала байдарочники просто укладывали под кильсоном длинный матерчатый чехол с надувными «бревнами» (рис. 108, в центре). При этом попутно облагораживались обводы судна, снижалось сопротивление движению и увеличивалась стойкость днища при встрече с препятствиями.

Рис. 109. Устройство багажников на носовой и кормовой палубах байдарки.

В дальнейшем стали применять и настоящее поддувное дно (рис. 108, справа). Объем корпуса байдарки при этом увеличивается значительнее, а само судно заметно изгибается бананом, что ведет к увеличению фактической высоты штевней — важному фактору повышенной мореходности. Днищевую емкость можно склеить из любого воздухонепроницаемого материала. Для защиты от истирания и случайных проколов ее помещают в чехол из легкого брезента.

Багажники на кормовой и носовой палубах байдарки (рис. 109). Чем больше объем оконечностей судна, тем труднее волнам подмять их и вкатиться в кокпит. Объем оконечностей байдарки можно значительно увеличить, устроив на кормовой и носовой палубах самодельные накладные багажники. Желательно при этом увеличить высоту штевней (см. рис. 4). Со стороны кокпита багажники оставляют открытыми, чтобы в них можно было загружать легкие объемные вещи в гермоупаковках. Гермоупаковки поддувают. Сами багажники делают из любого прочного материала, например из плащ-палатки, пропитанной водоотталкивающим составом или прокрашенной смесью бензина, резинового клея и алюминиевой пудры.

Рис. 110. Повышение фактического объема боковых поплавков
за счет крепления на них дополнительных воздушных емкостей:

1—поплавок; 2— чехол; 3—штертик; 4—гермоупаковки со снаряжением.

Рис. 111. Тримаранс А-образной накладной силовой рамой:

1—удлинитель румпеля; 2— кормовая поперечная балка; 3—кольцо; 4—продольная балка; 5—носовая поперечная балка; б—мачта; 7—штаг.

Багажники проще пришить к палубе, но лучше пришивать их к бортам, как показано на рис. 109, формируя по скулам буртики-брызгоотбойники. На острых курсах вода и брызги уже не будут подниматься почти вертикально вверх и наноситься ветром на экипаж, а станут отбиваться буртиками в стороны.

Надувные фальшборта. Последнее препятствие для воды на пути в кокпит — комингсы кокпита, фальшборта. Если увеличить их высоту, байдарка станет значительно суше. С этой целью по периметру кокпита пришивают к палубе матерчатый чехол и заполняют его надувными «бревнами» или длинными узкими самодельными камерами (см.рис. 4). Иногда надувной фальшборт делают лишь в носу байдарки.

Повышение объема боковых поплавков тримарана. Как говорилось в § 12, боковые поплавки относительно малого объема на значительном волнении не развивают расчетного восстанавливающего момента. На тримаранах, рассчитанных на волнение до 0,4 м и выше, их объем надо увеличивать. В крайнем случае поступают, как показано на рис. 110.

Повышение прочности силовых рам тримарана. При ходе на волнении корпуса байдарок испытывают значительные нагрузки от воздействия волн, и не стоит их дополнительно нагружать силами от парусного вооружения. В этих случаях выгоднее делать прочные автономно работающие накладные силовые рамы. Байдарку к ним просто привязывают снизу. Удачный пример такой рамы показан на рис. 111. Ее продольную прочность и жесткость обеспечивают две продольные балки, соединенные у форштевня байдарки.

Повышение надежности рулевого устройства. На мореходных тримаранах с большими рулями лучше сразу отказаться от штатных рулевых коробок, ибо они становятся наиболее слабыми и ненадежными элементами судна. Их заменяют самодельными коробками, более прочными и более надежно связанными с набором байдарки.

Рис. 112. Некоторые способы крепления поперечных балок к фальшбортам байдарок:

а—крепление балок к широким планширям; б—использование угольников усиления фальшбортов; в—аварийное крепление балки; 1—поперечная балка; 2—наметка из изоленты на балке; 3—планширь; 4—гайка барашковая М6—M8; 5—дека байдарки; 6—резиновая трубка или слой изоленты; 7—гак, сталь или латунь; 8—вариант с дужкой; 9—заклепка Ж5; 10—угольник, дюраль; 11—деревянный фальшборт; 12—стяжка, трос капроновый или х/б; 13—вспомогательный брус, дерево.


Вернуться к оглавлению.           Читать следующую главу.
Нравится

Категория: Мои статьи | Добавил: goran (18.04.2012)
Просмотров: 2654 | Теги: катамаран, парусные лодки, парус на лодку, Байдарка, перегудов, разборные суда, каноэ | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Кое-какие чертежи
[23.02.2011]
Сборка швертбота "Walker Bay".
[23.02.2011]
Pram-2,6 m
[01.08.2010]
Эйфель,Александр Гюстав
[06.03.2011]
Яхта "Лиса-500"
[22.08.2011]
Швертбот Pram-2,6 m,сборочный чертеж.

Картинки
...
...
...

Календарь

Автора









Архив записей

Полезная киношка




Друзья сайта





  • ___




  • Поиск

    Валюта
    Курсы наличного обмена на сегодня



       

    При полном или частичном использовании материалов данного сайта,ссылка на сайт superengineer.ucoz.ua обязательна как на источник информации.

    Администрация сайта НЕ несет ответственности за содержание модулей с контекстной рекламой.
    О замеченных несоответствиях нормам морали и нарушениях в установках рекламных блоков сообщите через форму "Обратная связь".


             Яндекс.Метрика
          Рейтинг - яхты и катера      

    Copyright MyCorp © 2017